Публикации р. Лазара
01.06.2012Дом, открытый для гостейВ прошлой беседе, разбирая четвертую мишну «Пиркей Авот», мы поняли, как сделать еврейский дом всегда открытым для Торы. Пятая мишна продолжает эту тему, но под другим углом зрения: здесь речь идет о том, как открыть наш дом для людей. Первая часть мишны гласит: «Пусть двери твоего дома всегда будут широко открыты, пусть бедные будут твоими домочадцами».
Прежде всего, что такое «широко открытые двери»? Это основа обустройства дома, в корне отличающаяся от широко распространенного принципа «мой дом — моя крепость». Традиция учит, что первый еврейский дом, дом праотца Авраама, имел двери со всех четырех сторон — чтобы путешественник или странник, откуда бы он ни шел, никогда не видел перед собой глухую стену. Гостеприимство — самая важная основа еврейского дома. Это не означает, конечно, отказа от приватности, от личного жизненного пространства. Но «приватность по-еврейски» — это не закрытость, а наоборот, готовность всегда принять гостя, показать ему свой дом, рассказать о своей жизни, поделиться своей радостью. Любой гость должен чувствовать себя в еврейском доме, как дома!
Открытость еврейского дома достигает одновременно двух целей. Во-первых, так человек помогает ближнему: дает ночлег путешественнику, кормит голодного, обеспечивает доброжелательное общение одинокому. А во-вторых, и это не менее важно, он открывает свой дом для благословения от Б-га, всегда воздающего сторицей за выполнение заповеди любви к ближнему. Сказано в Торе (Дварим, 15.5): «…когда будешь давать, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Б-г во всех делах твоих, и во всем, что будет делаться твоими руками». Давая радость другим, мы доставляем не меньшую радость самим себе.
Известна история о богатом бо-гобоязненном еврее, жившем в одном из городов Российской империи. Этот человек распространил свое гостеприимство настолько, что открыл странноприимный дом, где каждый проезжий еврей мог бесплатно получить еду и ночлег. Но все же он не был уверен, что осуществил заповедь благотворительности — и, когда в город прибыл Алтер Ребе, обратился к нему за советом. «Я опасаюсь, — сказал еврей, — что делаю это не ради истинного служения Б-гу, а ради удовольствия, что меня хвалят и прославляют как мецената…» Алтер Ребе задал только один вопрос: «А люди, которые у тебя останавливаются, уходят сытыми?» И, услышав утвердительный ответ, успокоил собеседника: «Главное — состояние тех, кому ты помог: если у них все хорошо, значит, ты выполнил заповедь как следует».
Итак, ты даешь гостю все самое лучшее и сам получаешь благословение от Б-га на все твои дела. Но возникает вопрос: не нарушает ли принцип «все лучшее — гостю» прав твоей собственной семьи? Если твой дом всегда открыт, а сам ты каждый день проводишь время в заботах о приезжих, о бедных, обо всех, кто постучал в двери, — не будут ли твои собственные дети чувствовать себя обездоленными, лишенными должного внимания? В конце концов чувство обиды может породить у детей неприязнь к самому принципу гостеприимства, и они, когда вырастут, вообще не захотят помогать ближнему. Мишна дает нам указание, как избежать этого: «Пусть бедные будут твоими домочадцами».
При поверхностном взгляде кажется, что в этих словах содержится призыв уважительно относиться к тем, кому помогаешь. Отчасти это и верно: еврейская благотворительность традиционно выполняет двойную задачу — помочь человеку в нужде и одновременно не повредить его чувству собственного достоинства. Одно дело — дать нуждающемуся человеку деньги и отправить его идти своей дорогой; совсем другое — принять его как родного, показать, что ты его уважаешь и ценишь, и, если помочь, так помочь как другу и близкому человеку. Недаром в Талмуде сказано, что совершающий благотворительность получает шесть благословений, а совершающий благотворительность так, чтобы получатель чувствовал себя комфортно, удостаивается одиннадцати благословений…
Однако в не меньшей степени требование «сделать бедного своим домочадцем» направлено на решение проблем, которые могут возникнуть в самом еврейском доме. Если дети видят, что родители относятся к гостям как к «домочадцам», как к близким родственникам — такое отношение передастся и детям, и всем членам семьи. И тогда никто не станет возражать против того, что самая красивая, самая парадная комната в доме называется «гостиная» — комната для гостей! Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"
Вернуться |