ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.02.2006

Всё в жизни зависит от тебя

К новому раввину общины пришел один прихожанин и говорит: «Вы только что приехали к нам в город, я хочу проверить, достаточно ли вы мудры, чтобы нами руководить. Вот у меня в кулаке бабочка: скажите, она живая или мертвая?» Раввин сразу понял, что задумал посетитель: если сказать ему, что бабочка жива, гость сожмет кулак – и вот бабочка уже мертва; если сказать, что бабочка умерла, гость разожмет кулак, и насекомое улетит. Улыбнулся раввин и сказал: «Ответ на этот вопрос – проблема твоего свободного выбора. Это тебе хороший урок: всё в жизни зависит от тебя…»

Проблема свободы выбора вызывает у людей множество вопросов. Многие не могут понять: почему Б-г, воплощающий в себе принцип добра и высшей справедливости, позволяет существовать несправедливости в мире. Почему столько людей живет в бедности? Почему праведник терпит лишения, а мошенник преуспевает? Почему Всевышний допускает, что террористы убивают невинных людей?

За этими и другими подобными вопросами стоит простая и на первый взгляд убедительная логика. Б-г всё знает, всегда различает праведника и грешника. Почему же Он не награждает праведника сразу и не наказывает грешника опять же сразу? Ведь в этом случае праведник жил бы счастливо, что справедливо, а наказанный грешник раскаялся бы в своих поступках!

Единственное, чего не учитывает подобная логика, так это центрального вопроса: зачем Б-г создал человека? В чем отличие человека от ангела и от животного? Вся история, которую мы знаем, с библейских времен и до наших дней, показывает: изначально Творец хотел дать человеку возможность самому выбирать между добром и злом. Именно ради этой свободы Он создал мир и человека как венец творения. Всевышний поставил грандиозный эксперимент: может ли человек своими сознательными действиями обеспечить победу добра над злом?

Сущность Б-жественного эксперимента хорошо иллюстрирует известная аналогия из мира спорта. Можно создать команду из суперзвезд, а можно собрать игроков среднего класса, но дать им хорошего тренера. Суперзвезд тренировать особенно не надо, они и так прекрасно играют. Но опыт свидетельствует: команда середнячков, где каждый слушает своего тренера и имеет хорошую мотивацию в игре, зачастую оказывается победительницей.

Этот пример иллюстрирует отличие людей от ангелов. «Команда звезд» у Б-га уже есть, ангелы совершенны, бессмертны, творят только добро. «Тренировать» их незачем. Люди, по сравнению с ангелами, конечно, «команда середнячков». Но когда человек получил хорошую «тренировку» от Б-га, полностью вверился Ему и делает угодное Ему – его свободный выбор достигает таких высот добра и самоотверженности, на которые лишенные свободы выбора ангелы не способны.

Точно так же Б-г не должен обеспечивать немедленный результат каждого из наших поступков, доброго или злого. Если бы Он так поступал – это развивало бы в людях не разум и духовность, а всего-навсего условные рефлексы. Условный рефлекс имеется у любого животного: нажал на нужный рычаг – получил кормежку. В отличие от жизни животных, управляемых рефлексами, человеческая жизнь состоит из испытаний. Мир, созданный Б-гом для нас, предлагает сотни и тысячи соблазнов. Человек поверхностный и недалекий тратит свою жизнь на погоню за удовольствиями; человек мудрый и праведный понимает, что жизнь – слишком ценное достояние, чтобы разбазаривать ее на пустяки: он предпочитает «инвестировать» невосполнимое время своей жизни в вечные ценности.

Иногда приходится слышать такое мнение: если Б-г так нас любит, почему Он ограничил нашу свободу, дав евреям 613 заповедей, обязательных для исполнения? Но считать исполнение заповедей «ограничением свободы» – это всё равно что считать таким ограничением еду или сон! Есть вещи, соблюдение которых необходимо для поддержания здоровья человеческого тела и здоровья духа. Если человек будет жаловаться, что есть три раза в день – это потеря времени и денег, его засмеют, поскольку даже младенец знает, что еда необходима для здоровья тела. Точно так же заповедь молитвы трижды в день необходима для здоровья души. А, к примеру, заповедь кошерности, как доказали ученые, полезна душе и телу в равной степени.

В трактате «Пиркей Овойс» сказано: «Самая высокая награда человеку в том, что Б-г создал его по образу Своему». Конечно, мудрецы Талмуда не имеют в виду, что человек внешне похож на Б-га. Но из всех существ только человек наделен таким свойством Б-га, как свобода выбора действий и ценностей. Только нам Он даровал возможность делать ошибки, а потом совершать тшуву – возвращение к Б-гу – не из страха наказания, а потому, что человек способен осознавать ошибочность своих поступков.

Б-г не милиционер, который штрафует и наказывает за каждое нарушение. Он наш Отец, Который хочет, чтобы мы совершенствовались, учились на собственной жизни и жизни других, чтобы мы свободно, по собственному выбору, предпочли добро и тем самым  способствовали совершенствованию мира. Мир создан Б-гом для нас, и судьба его зависит от нас.

Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться