Публикации р. Лазара
01.02.2012Три основы мира, три основы жизниВторая мишна трактата «Пиркей Авот» приводит высказывание Шимона Праведного, одного из последних мудрецов Великого собрания: «Мир стоит на трех основаниях — на Торе, на служении и на добрых делах». По сути, здесь перечислены главные дела, которыми должен быть занят человек всю свою сознательную жизнь. Мы должны учить Тору; мы должны служить Б-гу, молиться Ему; наконец, должны служить людям, делать для них все добро, на какое только мы способны.Эти жизненные основы оставили нам еще праотцы. Вспомните историю Авраама: он только что сделал обрезание, ему было больно, но он вышел из дома, стоял и ждал — не проедут ли мимо люди, нуждающиеся в помощи. Появились трое чужестранцев, которых он видел впервые: и вот Авраам, превозмогая боль, несет им еду и воду для омовения.
Далее, рассказывая о праотце Ицхаке, Тора особо отмечает его ревностное служение Б-гу и то, что при любой проблеме он прежде всего обращался к Б-гу с молитвой. Что же касается праотца Яакова, от наших мудрецов мы знаем: он учил Тору 14 лет после ухода из дома, и еще 20 лет — работая у своего дяди Лавана.
Таким образом, каждый из наших праотцев преподал нам урок — одну из основ праведной жизни. Конечно, Авраам не только совершал добрые дела, но и молился и учил Тору, Ицхак учил Тору, Яаков молился, и оба они делали добро людям. И это понятно: даже если человек ревностно выполняет одну из трех основ жизненного поведения, этого недостаточно, чтобы жить праведно. На одной подпорке здание обязательно рухнет, на двух оно будет неустойчиво, и только три основания обеспечат по-настоящему надежный фундамент.
Но тут возникает важный вопрос. В книге «Теилим» сказано: «Мир стоит на добрых делах». Действительно, каждый человек нуждается в доброте: помощи со стороны других людей, сочувствии, в том, чтобы люди пришли разделить твою радость. В конце концов, просто в добром слове! Если не чувствуешь доброты со стороны ближних — невозможно жить на свете. Недаром главная заповедь — «возлюби ближнего…» — это заповедь, которую надо выполнять, несмотря ни на что и даже вопреки всему.
…Однажды в Йом Кипур Алтер Ребе узнал, что на другом конце города роженица осталась дома одна. Он пошел в тот дом, нарубил дров, истопил печь, накормил женщину и только потом отправился в синагогу. Ученики были поражены: их Ребе работает в Йом Кипур, когда Закон разрешает только молиться и учить Тору! Но Алтер Ребе объяснил: молитва и учеба имеют ценность не только сами по себе, но прежде всего потому, что помогают помочь людям.
Вроде бы из этого надо заключить, что добрые дела — главная основа праведной жизни. Когда верующий человек утром поднимается, он должен первым делом подумать о том, что сегодня надо сделать для ближних. Еще до начала молитвы принято опустить деньги в кружку для пожертвований или оказать помощь нуждающемуся. Наша утренняя молитва начинается словами: «Принимаю на себя заповедь: “Люби ближнего как самого себя”»… И только после добрых дел и молитвы мы принимаемся учить Тору.
Однако в «Пиркей Авот» иной порядок: сначала Тора, потом служение, молитва, и только на третьем месте добрые дела. И в этом есть глубокий смысл. Если главная наша задача помогать другим, откуда мы узнаём, кому и когда, как надо помочь? Мы не можем полагаться только на собственное суждение, ведь мы мало знаем о других людях и об их истинных нуждах. И здесь не обойтись без изучения Торы: именно в Торе Б-г дает нам правила поведения и критерии оценки. Помогая ближнему, надо всегда сверяться с Торой — только в этом случае можно быть уверенным, что действительно сделаешь ему благо.
…Рассказывают, что один из любавичских цадиков, Цемах Цедек, во время молитвы не раз получал откровения свыше. Но как-то на протяжении длительного времени откровения не появлялись, и ребе был этим весьма опечален. Однажды, когда он шел в синагогу, к нему подошел еврей и попросил денег взаймы: «Сегодня ярмарка, я куплю товар оптом, продам его там, где в нем нужда, и сразу же отдам долг». «Хорошо, — сказал Ребе, — мне надо только помолиться, и часа через полтора ты получишь всю сумму».
И вот Цемах Цедек входит в синагогу, надевает талит — и тут ему приходит в голову мысль: «Ведь деньги нужны сейчас! Если опоздать — нужный товар на ярмарке раскупят!» И тогда он снимает талит, бежит домой, берет деньги, передает их тому еврею и только затем возвращается в синагогу. В тот день во время молитвы он вновь получил откровение — связь с Б-гом восстановилась…
Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: http://www.lechaim.ru
Вернуться |