ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.01.2012

«Ограда для Торы»: Пусть все окажутся внутри!

Первая мишна «Пиркей Авот» завершается перечнем задач, которые поставили перед нашим народом члены Великого собрания. Эти указания сформулированы так: «Когда судите — проявляйте умеренность; увеличивайте число учеников; делайте ограду для Торы».

Первая мишна «Пиркей Авот» завершается перечнем задач, которые поставили перед нашим народом члены Великого собрания. Эти указания сформулированы так: «Когда судите — проявляйте умеренность; увеличивайте число учеников; делайте ограду для Торы».

Казалось бы, все просто: «судите умеренно» — это призыв объективно решать споры между людьми; «увеличение числа учеников» — вполне понятный призыв расширить круг евреев, глубоко знающих Тору. Что касается «ограды для Торы», то это постановление трактовалось обычно как призыв выполнять заповеди максимально строго, ограждая себя от малейшей опасности нарушить заветы Торы.

Но тогда возникает вопрос: в чем особая важность именно этих поучений? Почему «Пиркей Авот» отводит им место в самом начале трактата? Надо обратиться к еврейской истории и вспомнить, что такое «Великое собрание». Этот институт возник в один из самых тяжелых моментов нашего прошлого, после вавилонского пленения, когда раввины и учителя нашего народа вернулись в Страну Израиля и обнаружили, что абсолютное большинство евреев в той или иной степени ассимилировалось, забыло о Торе и не соблюдает заповеди. Тогда 120 крупнейших законоучителей взяли на себя ответственность за судьбу народа, приступили к выполнению задачи возрождения еврейства. Это и были «люди Великого собрания» — «аншей кнессет агдола». Именно от них пошло название парламента еврейского государства, «кнессета», состоящего из 120 членов.

Именно для решения задач духовного возрождения особое значение приобретают три составляющие: «судить умеренно», «увеличивать число учеников» и «сделать ограду для Торы». В середине прошлого века Ребе дал объяснение, как эти три задачи связаны между собой. Ребе сравнил ситуацию после вавилонского пленения с положением нашего народа после Холокоста. Здесь и там — множество убитых, люди вынуждены скрывать свое еврейство во враждебном окружении, полное разрушение традиционных еврейских институтов, системы образования. В результате — дух еврейства в массах потерян, утрачено даже желание быть евреями.

Такова реальность. Поэтому, если вы хотите возродить народ, как это решили сделать члены Великого собрания, то первым указанием для вас будет: «судить умеренно»! Прежде чем судить еврея, отошедшего от Торы и заповедей, надо понять, в каком положении он находился все прошедшие годы. Нельзя судить его строго по формальным критериям: наоборот, надо найти возможность поговорить с каждым, помочь каждому… По сути, это указание перекликается с известной талмудической мудростью: «Не суди ближнего, пока не оказался сам на его месте»!

Сейчас мы вновь сталкиваемся с той же проблемой, когда наша молодежь, возвращаясь к Торе и еврейству, порой проявляет излишне критическое отношение к старшим поколениям, которые всю жизнь не соблюдали заповедей. Эти поколения тоже надо «судить умеренно»: они десятилетиями жили под властью безбожного режима, подавлявшего любые проявления еврейства! Неудивительно, что многие отдалились от нашей традиции. «Судить их умеренно» — значит понимать, что в каждом человеке есть позитивный потенциал, обращаться к нему и постепенно возвращать в лоно нашей веры.

Именно в этом контексте следует рассматривать и второе указание Великого собрания — «расширять число учеников». Кто-то говорит, что брать в еврейские школы, колели, ешивы надо лишь тех, кто достаточно религиозен. Мы говорим: надо брать всех, даже если они ассимилировались. Наша задача — вернуть даже тех, кто очень далеко ушел от Торы.

Наконец, третье указание — «строить ограду для Торы». Традиционно его понимают как необходимость дополнительных ограничений, имеющих целью свести к минимуму опасность нарушения Закона. Например, нам нельзя мешать мясное с молочным, — а традиция велит даже на стол не ставить одновременно мясные и молочные блюда, чтобы даже по ошибке человек не нарушил заповедь. Однако «ограда» — это еще и место, где собираются, чтобы обрести защиту. В этом контексте указание Великого собрания означает: соберите максимальное число евреев вокруг Торы, «в ограде». Не отделяйте светских евреев от религиозных, привлекайте их к делам общины! Именно поэтому мы не ограничиваем общинные центры синагогой, а создаем в них курсы языка и компьютера, спортивные секции и детские кружки. Чтобы человек научился соблюдать Закон, он должен находиться возле Закона — «в ограде». И наша цель — собрать внутри этой ограды всех евреев!

 

Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться