Публикации р. Лазара
01.05.2006Занятия по индивиуальному плануЖили в Витебске два еврея, оба чаем торговали, обоих звали Хойше: только Хойше-большой был миллионером, а Хойше-маленький мелким купцом. Вот поехал Хойше-маленький в Любавич, а по приезде туда получает телеграмму: «Начальник таможни груз конфисковал, а не получив взятки – уничтожил». Хойше прочел – и в обморок. Для него это было даже не банкротство, а вообще конец жизни, в эту партию чая он вложил все деньги, да еще на стороне занял. Как теперь с долгами расплатиться? Привели его в чувство, а он только посмотрит на роковую телеграмму – тут же снова падает без чувств. Бегут хасиды к Ребе: так мол и так, еврей умирает, как помочь? «Не ему эта телеграмма, по ошибке пришла, пусть проверит», – говорит Ребе. Хасиды на почту, все книги проверили – и выяснилось, что, действительно, телеграмма была отправлена Хойше-большому! Для которого, между прочим, конфискация одной партии чая – так, мелкая неприятность. Хасиды вновь идут к Ребе: что же это такое?! Мы вас сколько просим о чуде, а вы отвечаете, что, дескать, простой человек, чудесам не обучен – а тут для незнакомого еврея сотворили настоящее чудо! Улыбнулся Ребе: «Никакого чуда не было. Просто я знаю, что Б-г не дает человеку испытаний, которых тот не в силах пережить. Так что сразу понял, что телеграмма пришла не по адресу…»В последнее время мы всё чаще видим людей в депрессии. Вроде работа хорошая, семья нормальная – но ходят хмурые, свет им не мил. А когда попытаешься разобраться объективно, что же им мешает, обнаруживается сходная картина: люди считают, что «не дотягивают» до других. Мне, дескать, хуже, а другому – непременно лучше...
Вот родители получают дневник сына с отметками – и для них более важно не то, хорошо ли ребенок знает уроки, а то, какие отметки у других детей: хуже или, не дай Б-г, лучше. Молодой человек покупает машину – и для него имеет значение не то, удобно ли ему будет добираться в ней на работу, а то, лучше ли она автомобиля соседа. Человек женится – и, вместо того чтобы радоваться любви, думает про себя: а вдруг, не дай Б-г, у приятеля жена красивее?..
Нелепо? Но, к сожалению, так часто бывает в жизни. Уж сколько раз при встречах с молодыми людьми мне приходилось объяснять им, что жена – это твоя половина, то есть должна быть не «лучше других», а «лучше именно для тебя». То же самое приходится говорить и о работе: ты должен думать не о том, как бы стать «лучше других», а как реализовать собственный потенциал – то, что в тебя вложил Б-г.
Ребе не зря напомнил: Б-г никогда не посылает нам испытаний выше наших сил. Но надо не забывать, что и силы наши дал нам Б-г. И Он ожидает от нас, чтобы каждый в полной мере использовал те качества, которые от Него получил. У каждого человека свои способности: одному Б-г дал талант рисовать, другому – печь пироги. Если пирожник захочет стать «как художник» – ничего, кроме разочарования и депрессии, он не получит. А если поймет, чего от него хочет Б-г, и начнет печь пироги – народ будет покупать их да нахваливать, и пирожник будет счастлив.
Главное для человека – понять, какие задачи поставил перед ним Создатель, а не самому себе ставить задачу «соревноваться» и «обгонять».
К сожалению, нынешнее потребительское общество нацеливает людей как раз на эти ложные ориентиры. Со всех сторон реклама кричит: «Все мужчины должны иметь такую-то машину»; «Все женщины должны иметь такую-то фигуру». И мужчина из кожи вон лезет, о семье забывает, лишь бы приобрести дорогой внедорожник, на котором остается только без конца застревать в узких городских переулках... А женщина садится на жестокую диету и в конце концов заболевает. Так и хочется повторить слова Ребе: да помилуйте – это не вам письмо!..
А ведь даже Тора предупреждает, что каждому человеку в жизни полагается свое: Б-г не пошлет заведомо невыносимых испытаний, но и не даст «всё, что есть у соседа». Десятая заповедь гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Казалось бы, почему такой длинный текст? Достаточно сказать «не желай ничего, что у ближнего твоего» – это включает и дом, и жену, и вола, и всё остальное. Но в Торе ни одно слово не сказано случайно, каждое имеет глубокий смысл. То, «что у ближнего твоего», – это ведь не имущество, это способности и черты личности, которые ему дал Б-г. Тебе же он дал нечто иное, и твой долг – стремиться к тому, чтобы выполнить собственное задание, в полной мере использовать свои силы и способности, потенциал, который Всевышний приберег лично для тебя. У Б-га для каждого из нас свой план, своя партия во вселенском оркестре. Каждый важен, когда выполняет свое задание. А если вместо этого он лезет в чужие задачи – он лишь портит жизнь себе и окружающим.
…Об известном праведнике рабби Зуше рассказывают, что он всякий раз приходил в очень нервное состояние, когда речь заходила о смерти и Мире грядущем. «Почему вы так беспокоитесь? – спрашивали его ученики. – Вы совершенный праведник, которого можно сравнить разве что с праотцом Авраамом и Моше-рабейну!» А праведный раввин отвечал на это с тяжелым вздохом: «Когда дни моей жизни закончатся и я предстану пред Г-сподом, я не боюсь, что Он спросит меня, почему я не жил, как праотец Авраам, или почему не спасал народ, как Моше. Святой, благословен Он, задаст мне другой вопрос: почему я не сделал всего, что должен был сделать в своей жизни Зуша?» Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"
Вернуться |