ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.12.2011

Мораль — не от человека, а от Б-га

Первая мишна трактата «Пиркей Авот» начинается словами: «Моше получил Тору с Синая и передал ее Йеошуа, Йеошуа — старейшинам, старейшины — пророкам, а пророки передали ее мужам Великого собрания».

Первая мишна трактата «Пиркей Авот» начинается словами: «Моше получил Тору с Синая и передал ее Йеошуа, Йеошуа — старейшинам, старейшины — пророкам, а пророки передали ее мужам Великого собрания».

Возникает сразу несколько вопросов. Почему сказано: «Моше получил Тору»? Ведь сама Тора говорит, что у Синая стоял весь народ! Почему «получил Тору с Синая» а не «получил Тору от Б-га»? И главное: почему история обретения Торы приводится именно здесь? На первый взгляд ей место в самом начале Талмуда, где мы разбираем законы, касающиеся отношений человека с Б-гом, — а не в «Пиркей Авот», своде морально-этических принципов еврейства.

Но наши мудрецы объясняют, что все логично. Более того — необходимо. Если мы рассматриваем моральные нормы, надо прежде всего договориться о главном: мораль — не от человека, а от Б-га, от Торы! Многие убеждены, что есть некая «человеческая мораль», мораль без религии. Их логика такова: мораль — это правила поведения по отношению к другим людям, значит, сами люди и вырабатывают эти правила. Но наша традиция исходит из противоположного постулата: законы и правила поведения имеют право на существование, только если идут от Б-га. Тора дает нам не только заповеди из сферы отношений человека с Б-гом, но и заповеди морального плана.

«Человеческой морали» быть не может по определению. Ведь во всех действиях человека в обществе замешан личный интерес: человек наделен свободой выбора, поэтому он никогда не станет совершать поступки, в которых прямо или косвенно не заинтересован. Свой интерес для человека всегда и обоснован, и справедлив. Но интерес у каждого свой: если пытаться строить мораль на представлении о том, что «справедливо для меня», придется свой интерес, свою «справедливость» навязывать. А поскольку у других людей другие интересы — придется навязывать силой…

Последние несколько столетий — когда особенно много говорилось о «человеческой морали», морали без Б-га — дали нам, к сожалению, слишком много примеров ее пагубности: колониальные и мировые войны, геноцид, нацизм, терроризм…

Очень дорогую цену платит человечество за попытки выстроить мораль без Б-га. И все эти попытки обречены на неудачу. Именно поэтому «Пиркей Авот» в первой же своей мишне напоминает нам об истории обретения Торы, содержащей в себе кодекс единственно верной морали — той, что идет от Б-га. И эта же мишна показывает, какие качества человек должен развивать, чтобы принять Тору в свою душу. Именно с этим связано упоминание о том, что «Моше получил Тору с Синая».

В мидраше говорится, что, когда Б-г решил дать евреям Тору, к нему явились все горы, и каждая просила, чтобы это судьбоносное событие произошло именно на ней. К удивлению высоких и красивых вершин, Б-г выбрал Синай, низкий и не слишком привлекательный. Сказано в книге Теилим: «Что вы скачете, холмистые горы? Эту гору возжелал Б-г, чтобы обитать на ней»…

Выбор пал на Синай именно потому, что это была вершина скромная и непритязательная. По этой же причине Б-г передал Тору Моше — «самому скромному из людей». Скромность, учит мишна, — это единственное место и единственное состояние для обретения Торы. Только когда человек признает, что не все понимает и нуждается в указаниях своего небесного Отца, он готов принять Тору. Именно поэтому в мишне говорится, что Моше «получил Тору»: это дар от Б-га, его надо принимать в том виде, в каком Всевышний его дал, и соблюдать неукоснительно, не пытаясь «подчистить» в соответствии с сиюминутными интересами.

…Есть история о двух евреях, спорящих в раввинском суде об ответственности за убытки: один жалуется на непоставленный товар, другой ссылается на холод и плохие дороги. Раввин возлагает ответственность на второго, поскольку по законам Торы договор в любом случае надо соблюдать. А тот еврей в крик: «Б-г дал Тору в пустыне, там было жарко! Вот если бы Он дал ее в Сибири — наверняка где-то оговорил бы, что снег и мороз освобождают от договорных обязательств!» Перед нами классический пример «человеческой морали»: мой личный интерес всегда должен быть оправдан! Кстати, наши мудрецы и этот вопрос разъясняют. Почему, спрашивают они, Б-г даровал Тору в пустыне, а не в Иерусалиме или в каком-нибудь ином крупном городе Древнего мира? Именно потому, что в пустыне ничего нет, человеку в буквальном смысле слова не за что ухватиться, здесь самое правильное место для получения вечного Закона, — Закона, который мы должны соблюдать, где бы мы ни находились и в каких бы условиях ни существовали.

Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться