ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.03.2007

Вера и наука

В последней нашей беседе речь шла о том, как знание и вера помогают друг другу, способствуя духовному формированию человека. Я намеренно не затрагивал вопрос о науке и Б-ге, хотя в беседах с интеллектуалами этот вопрос встает постоянно. Наши оппоненты утверждают, что научное познание мира «опровергает» святые книги. Дескать, геологи доказали, что Земля существует 4 млрд лет, а физики – что Вселенная возникла в результате Большого взрыва. Отсюда делается вывод: для Б-га в природе места нет, а наука призвана объяснить мир без Б-га.

Такое утверждение напоминает мне известный анекдот. Один еврей принес раввину атеистическую брошюру и сказал: все, я больше не верю в Б-га. Наука доказала, что все произошло в результате естественной эволюции, без всякого Б-жественного плана и высшего разума. Раввин покачал головой, глянул на книжку и спросил: а кто ее сочинил? Еврей назвал фамилию модного философа. Не верю, говорит раввин. Наверняка эта брошюра сама в типографии отпечаталась. Да ну, засмеялся еврей, такого быть не может! Тут и раввин усмехнулся: ну, сам подумай, если даже такая жалкая книжонка не может возникнуть в результате естественной эволюции, как быть с человеком и со всем миром?!

На самом деле «научный» вывод о происхождении мира без Б-га основан на простейшей логической ошибке – подмене понятий. Естественные науки отвечают на вопрос, как тот или иной процесс происходит в природе. Наука не выясняет, кто стоит за этим процессом, кто задал природе те или иные законы. Для религиозного сознания наука не противоречит вере, а дополняет ее. Б-г дает нам задание не только верить, но и делать – совершенствовать мир. А чтобы сделать мир более совершенным, мы должны знать, как его творил Создатель, – хотя бы для того, чтобы, не дай Б-г, не натворить чего-то такого, что не соответствует Его плану.

Естественные науки до сих пор не обнаружили ничего, что противоречило бы написанному в Торе. Вот физики выдвинули теорию Большого взрыва. Они ответили на вопрос, как были сотворены звезды и галактики, составляющие Вселенную. Ученые не объясняют – да и не обладают необходимым аппаратом, чтобы объяснить, – кто сотворил мир, кто дал первый толчок и – тем более – почему произошел «взрыв». Кстати, согласно этой теории, вещество, из которого создана Вселенная, существовало и до ее возникновения. А значит, объявлять Большой взрыв началом всего, как это делают атеистические интерпретаторы, противоречит выводам самой науки!

То же самое можно сказать о теории происхождения Земли. Геологи говорят, что Земле 4 млрд лет. Но что это значит? Никто не видел Землю 4 млрд лет назад: все глобальные наблюдения за природными явлениями насчитывают от силы полтора века. Геологическая наука утверждает лишь одно: «Если бы все процессы в недрах Земли проходили так, как они проходят сейчас, то потребовалось бы 4 млрд лет, чтобы из состояния первозданного хаоса она дошла до нынешнего состояния». А кто сказал, что эти процессы происходили так же, как сейчас? В конце концов, Б-г создал первого человека взрослым, а не младенцем (и уж никак не первоначальной клеткой). Соответственно, и Землю он создал «взрослой», как об этом говорится в Торе. А геология, описывая процессы формирования пород, показывает нам, какие законы Создатель задал для земной тверди, чтобы мы могли использовать их для выполнения Б-жественного задания. Так наука помогает вере.

В то же время и вера помогает науке, потому что основана на истине. В этом смысле вера ничуть не менее «научна», чем сама наука. Именно вера дает возможность отличить истинное от ложного. Наша вера возникла во времена праотца Авраама, однако окончательное эмпирическое доказательство она получила лишь в момент дарования нам Торы. Это было примерно 3300 лет назад. Когда Б-г даровал Тору, у горы Синай стоял весь народ, около 2 млн человек, все они слышали глас Б-жий. А затем все они передали эту историю потомкам. Не нашлось ни одного, кто отрицал бы, что Б-г даровал нашему народу Тору, – ведь совершенно очевидно: если бы не все из собравшихся видели и слышали, то наверняка нашелся бы хоть один, кто сказал бы, что этого не было. С тех пор сменилось примерно 140 поколений – и ни разу никто из потомков тех евреев, которые находились у горы Синай, не оспорил факт Б-жественного дарования Торы. Иными словами, речь идет об истинном событии, подтвержденном множеством очевидцев и не опровергнутом ни одним человеком.

Мало того: Б-жественное происхождение нашей веры подтверждается еще и тем, что в Торе содержится информация, которую люди в то время никак не могли знать. Только один пример: в разделе о кашрусе названы четыре вида животных, у которых есть один признак кошерности, а не два, как требуется. Древние евреи могли знать только тех животных, которые водятся на Ближнем Востоке, – с тех пор открыты тысячи новых видов, но пятого, имеющего такие характеристики, так и не найдено. И еще о кашрусе: древние не знали, почему Б-г заповедал кошеровать мясо. А в ХХ веке вдруг обнаружилась смертельная болезнь, называемая «коровьим бешенством», – и ученые установили, что единственный путь гарантировать здоровье человека при употреблении говядины, это приготовлять ее по правилам кашруса! Таких примеров в тексте Торы множество – а сколько человечество еще откроет в будущем!.. Вот и получается, что Тора – документ абсолютно «научный», истинный.

Для религиозного еврея очевидно, что научные знания никак не могут противоречить вере. Более того, наука без веры не имеет смысла. Именно вера показывает ученому, где искать истину. В свою очередь, наука необходима для веры – потому что дает знания, необходимые, чтобы совершенствовать мир в соответствии с Б-жественным предначертанием.

Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться