Публикации р. Лазара
01.08.2011Предками не торгуютНедавно я с московской группой в очередной раз посетил Израиль. Это стало хорошей традицией для нашей общины — каждый раз, как выдается возможность, отправляться в Эрец-Исраэль, чтобы почувствовать святость земли, дарованной нам Б-гом.
На сей раз поездка была не совсем обычной. Как правило, мы ездим в Иерусалим, в Цфат — места, уже обустроенные соблюдающими евреями и для соблюдающих евреев. А этим летом активисты московской общины решили провести шабат в Хевроне — городе, где долгое время евреям вообще запрещено было жить, да и сейчас их там совсем немного.
Однако Хеврон — не обычный город, для нашей религии, для нашей истории он имеет непреходящее значение. Именно здесь находится одна из главных святынь еврейского народа — Махпела, «пещера патриархов». Здесь похоронены Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Это один из древнейших городов на свете, евреи жили здесь с тех времен, когда Б-г впервые пообещал отдать эту землю нашему народу.
К сожалению, еврейская жизнь в Хевроне всегда была трудной. История сохранила длиннейший перечень погромов, убийств, разрушений еврейских домов и храмов. Да и сейчас еврейская община Хеврона живет под постоянной угрозой террористических атак. Но живет! И полна решимости оставаться на святой для каждого еврея земле. Это было самое сильное наше впечатление от визита в Хеврон: там каждый понимает, что такое святость земли, святость предков, святость народа.
Многие евреи помнят годы, когда они не могли и помыслить о том, чтобы помолиться на могилах праотцев. Вход в Махпелу евреям был закрыт. Только в последние годы нам разрешено здесь молиться — да и то не везде, а только в безопасных местах, под охраной Армии обороны Израиля. И старый еврейский квартал Хеврона — сейчас там живет чуть больше сотни семей — тоже существует только потому, что по периметру его защищают израильские солдаты. Лишь повседневная работа армии и спецслужб позволяет не допустить массового террора и физического истребления еврейских жителей города.
Часто приходится слышать недоуменный вопрос, в том числе от евреев: зачем держать сотни военных для защиты крошечного квартала, окруженного десятками тысяч враждебно настроенных арабов, не лучше ли переселить эти сто семей и положить конец конфликту? Когда я слышу подобные мнения, вспоминаю историю, услышанную как раз в Хевроне. Есть в городе древняя синагога, носящая имя праотца Авраама. Как-то раз, после одного из погромов, в Хевроне осталось совсем мало евреев: даже на Йом Кипур не хватало одного человека до миньяна. Сперва евреи думали поехать молиться в Иерусалим, но потом решили: негоже оставлять синагогу пустой в святой день. Вышли на дорогу, надеясь привести случайного еврея к себе на молитву. Долго ждали — и буквально в последний момент появился старый еврей почтенного вида, с длинной седой бородой. Миньян был спасен. Но после окончания молитв Судного дня, когда самый старший и уважаемый член общины собирался пригласить пришельца к себе на праздничную трапезу, — тот вдруг исчез! Как и не было его! Еврей, конечно, огорчился, долго переживал. А потом старец явился ему во сне и сказал, что он и есть праотец Авраам, и пришел он к молящимся, потому что увидел, как важно для них не оставить Хеврон без миньяна…
Потом эта синагога пережила множество бед: и разрушали ее, и превращали в загон для скота. И именно евреи из России ее восстановили. В 1970-х годах реставрацию начал репатриант из бывшего СССР, профессор физики Бенцион Тавгер; затем приехал еврей из Москвы по имени Илья Эйдинов, который полностью завершил ремонт, так что теперь это одно из красивейших зданий еврейского Хеврона.
Когда видишь эту синагогу, начинаешь понимать, почему евреи отсюда не уходят, почему им нельзя отсюда уходить. Древний Хеврон, его синагоги, пещера Махпела — это наши корни, наше наследие. Наш народ выжил, несмотря на гонения и погромы, именно благодаря тому, что никогда не отрывался от корней. Если мы не будем их хранить, если не будем уверены, что всегда сможем молиться на могилах праотцев, — это станет началом конца страны и народа.
Как бы ни хотелось нам всем мира на Ближнем Востоке — этот мир нельзя купить «любой ценой». Есть цена, которую платить нельзя. Нельзя ради «компромисса» отказаться от заповедей наших отцов, нельзя бросать святыни, нельзя продавать своих предков. Ради этого и живут наши герои в Хевроне.
Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"
Вернуться |