Публикации р. Лазара
01.04.2007Правда Б-жья в детских глазахВ предыдущих материалах мы говорили о взаимоотношении науки и веры, об отношении религиозного человека к науке. На самом деле и наука изучает факты окружающего мира, и вера их изучает. Разница же в том, что для науки факт самоценен, а для веры его ценность заключается в том, как он определяет жизнь человека. Даже если математика и физика приходят к выводу, что мир создан Б-гом, само по себе это не обязывает математика и физика следовать Б-жественным заповедям. А для верующего человека тот же вывод определяет весь его дальнейший образ жизни.Когда Б-г создавал мир, тому была причина. Наши мудрецы учат, что причина Творения – стремление принести истину миру и человеку. Подтверждение подобной мысли мы находим уже в первых словах Торы. «Истина» на иврите – «эмес»: три буквы – «алеф», «мем», «тов». Первые три слова книги Брейшис оканчиваются именно на эти буквы. «В начале Б-г создал…» – первое слово, «брейшис», оканчивается на «тов», второе, «бора», – на «алеф», третье, «элоким», – на «мем». При этом в еврейском алфавите «алеф» – первая буква, «тов» – последняя, а «мем» находится как раз в середине. Так раскрывается важнейшая Б-жественная истина: «эмес» не бывает «истиной на 99,9%»: либо истина абсолютна, либо это не истина вообще. Когда Б-г только начал творить наш мир, Он сразу установил закон, что все в этом мире должно быть «эмес» – истиной. «Эмес» – начало, конец и середина.
Вот она, разница между научным выводом и выводом веры. Вывод ученого: мир был создан так-то и так-то. Вывод верующего: мир был создан так-то и так-то – и это значит, что сейчас я должен поступать в соответствии с истиной Творца. Жить по заповедям Б-жьим, жить согласно Торе – это значит жить по правде. А что такое жить по правде? Следовать правде и справедливости во всех своих делах. Тора приводит много примеров «жизни по правде» в самых разных сферах. Если ты судишь – твое суждение должно быть справедливо. Если ты занимаешься торговлей – твои весы и меры должны быть точными, а не обманными. Ты не должен приносить ложную клятву. Ты не должен обманывать в семейной жизни… И так далее.
И уж если мы добрались до правды в семье, то должны учитывать еще одну важную истину. Правда необходима для всех – но особенно необходима она для детей. Когда мы воспитываем ребенка, наш долг служить примером правды в словах и делах. Детям нельзя говорить неправду, нельзя обещать то, чего потом не сможешь выполнить. Взрослый человек, столкнувшись с неправдой, оценивает ее, исходя из собственного опыта жизни в несовершенном мире. Ребенок же максималист. Если хотите, ребенок смотрит на мир глазами Б-га – он не готов смириться с неправдой. Коль скоро ребенок поймал вас на обмане – дальше верить вам он уже не станет.
Недавно моя дочь пришла домой из школы очень взволнованная. Я спросил ее, что случилось. Она ответила, что приближается контрольная, и вот ей посоветовали, как лучше списывать. «Ну, и что ты решила?» – поинтересовался я. «Ни за что не стану этого делать», – заявила девочка. «Почему?» – спрашиваю. «Да потому, – отвечает она, – что если мне в школе можно, то и студенту в институте тоже можно. А что будет, если студент в медицинском институте начнет списывать, вместо того чтобы учить материал? Не дай Б-г, такой недоучка начнет операции людям делать!»
Вот прекрасное подтверждение пословицы, существующей, наверное, у всех народов: «Устами младенца глаголет истина». От знания, что такое «эмес», правда Б-жья, зависит наша ответственность в жизни, в том числе ответственность по отношению к другим людям. Жить по правде – значит проявлять высшую ответственность, даже если порой это очень нелегко.
Часто мне приходится слышать от людей такого рода рассуждения: для вас, верующих, процесс воспитания детей очень прост, да и вся ваша жизнь простая. Светский человек, говоря с ребенком, должен всегда делать сложный выбор, принимать во внимание десятки, а то и сотни различных факторов, – а верующий просто полагается на Б-га и говорит детям то, что написано в Торе. Обычно я отвечаю так: если мы полагаемся на Б-га, то мы и ответственность несем перед Б-гом за каждый свой поступок.
На самом деле жить по правде – и неизмеримо сложнее, и гораздо проще. Все время помнить о заповедях, соблюдать заповеди, соизмерять с заповедями каждый свой поступок – конечно же, непросто. Мошеннику, живущему по лжи, куда легче: у него только одна «заповедь» – «не попадайся». А с другой стороны – хотя говорить правду не всегда легко, зато жизненные результаты будут куда более впечатляющими. Мне вспоминается исторический анекдот об одном известном политике, который прославился тем, что даже самые яростные противники ни разу в жизни не уличили его в непоследовательности. «Как вы можете помнить, что вы говорили во всех ваших многочисленных интервью за много лет?» – удивлялись люди. «Да очень просто, – отвечал политик, – я с самого начала дал себе зарок говорить только правду».
Действительно, очень легко один раз соврать или поступить нечестно – и не попасться. Беда в том, что, если человек живет не по правде, он никогда не ограничится одним разом. Однажды проигнорировав свою ответственность перед Б-гом, человек уже не сможет остановиться на пути лжи. И жить ему будет все труднее и труднее, потому что во лжи запутываешься: надо все время помнить, что ты сказал и что сделал при тех или иных обстоятельствах. В конце концов такой человек обязательно попадется – жизнь его, скорее всего, не простит. А дети – они точно не простят… Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"
Вернуться |