Публикации р. Лазара
01.08.2007С нами Б-г - это залог победыСовсем недавно мы отпраздновали две памятные даты: 80-летие освобождения шестого Любавичского Ребе из заключения и 40-летие победы Израиля в Шестидневной войне. Я бы отнес эти события к разряду самых больших чудес, которые мы видели в прошлом столетии, причем чудес, очевидно связанных друг с другом.Посмотрите, как быстро в обоих случаях ситуация перевернулась буквально «с ног на голову»! Когда Ребе арестовали агенты ОГПУ, все, кто его знал, были уверены: он будет убит или сгинет безвозвратно в лагерях. Когда Насер начал блокаду Эйлата, мировая пресса уже хоронила еврейское государство. Но прошли считанные дни – и в развитии событий наступил коренной перелом. Такое резкое и мгновенное изменение не обосновать ни логикой, ни каким-либо сочетанием случайностей – только фактор Б-жественного вмешательства может объяснить, как такое могло произойти.
Давайте вспомним историю. В середине 1920-х годов коммунисты и Евсекция всерьез приступили к разгрому еврейской религии и образования. Синагоги закрывались, любая деятельность по обучению еврейских детей Торе трактовалась как «буржуазный национализм». Ребе выступил против этой политики самым решительным образом. Рассказывают, что только за первую половину 1927 года он открыл 600 еврейских школ! Но что значит «открыл»? Сначала власти школу закрывали – Ребе открывал новую где-нибудь в подвале. Через неделю комиссары Евсекции добирались до подвала – назавтра Ребе создавал школу уже на чердаке; ОГПУ арестовывало учителей – Ребе набирал новых… Люди, которые общались с ним в то время, говорили, что не понимают смысла такого упорства. Как сказано в пословице, «плетью обуха не перешибешь»: ясно же, что коммунисты все равно разгонят еврейские школы, стоит ли рисковать свободой и даже жизнью, чтобы сегодня открывать школу, которую завтра закроют? Но Ребе не останавливался. Ведь вопрос не в том, будем ли мы вновь открывать запрещенные школы, а в том, останемся мы евреями или нет.
Когда Ребе схватили, его приверженцы не сомневались, что комиссары решили его убить. Ведь главари Евсекции высказывались прямым текстом, что Ребе один из самых крупных и последовательных их врагов! Но события развивались по совершенно неожиданному сценарию: две недели в тюрьме, потом смягчение приговора на ссылку, 10 дней в ссылке – и освобождение. Если уж сама подобная динамика была на грани чуда – с миллионами людей происходило наоборот: сперва ссылка, затем тюрьма, лагерь и смерть, – то быстрота развития событий для советской бюрократии выглядела явлением совершенно уникальным и неповторимым.
Спустя 40 лет то же самое произошло с Израилем. Крошечное еврейское государство оказалось один на один с многомиллионным арабским миром, который к тому же получал оружие и военных специалистов из СССР. На Западе многие симпатизировали Израилю, но боялись вмешательства Советов. А левые силы вообще готовы были оправдать любые арабские бесчинства, поскольку Насер был лидером «национально-освободительного движения»! Многие западные политики рекомендовали израильскому руководству «договариваться», «стремиться к компромиссу», «идти на разумные уступки» – а арабская пропаганда назначала точные даты, когда евреи «будут сброшены в море»... Для Израиля война с арабами была таким же абсолютным императивом, как для Ребе – борьба за школы. Пойти на уступки, признать, что «плетью обуха не перешибешь», означало смириться с уничтожением нашего народа.
За шесть дней военных действий арабская военная мощь была сломлена, не помогло и самое передовое по тем временам советское оружие. И опять же – победу евреев можно попытаться объяснить умелым командованием, блестящими действиями авиации, мужеством израильских солдат… Но полностью разгромить превосходящего по численности и вооружениям врага меньше чем за неделю – это было за пределами человеческих возможностей.
В чем же заключаются уроки обоих этих чудес? Наш Закон во главу угла ставит сохранение жизни. Если существует угроза здоровью человека, он освобождается от выполнения заповедей. Но Ребе знал, что на карту поставлена не только его жизнь, но существование всего нашего народа. И солдаты 1967 года шли в бой с тем же знанием в сердце. Конечно, Ребе не считал, что один сможет выстоять против всей советской репрессивной машины. Но с Б-гом – это он прекрасно знал – и маленькая горстка людей способна выстоять против любого врага.
Это первый урок. Второй имеет отношение к последствиям чудесных избавлений. Сейчас, слава Б-гу, в России и других странах СНГ не только разрешают, но и приветствуют развитие еврейской жизни. Президент Путин недавно перевел свой месячный заработок в фонд строительства Еврейского музея в Москве – что может более красноречиво свидетельствовать об отношении государственной власти к нашему народу?! Ничего подобного не было бы, если бы не подвиг Ребе, – просто потому, что еврейская община прекратила бы свое существование еще до падения коммунистического режима. И точно так же подвиг израильских солдат летом 1967 года вынудил весь мир отнестись с уважением к еврейскому государству: если бы не они, уважать сейчас было бы просто некого. Миру пришлось признать, что право евреев на землю Израиля – от Б-га, и никакая сила не сможет отнять это право у нашего народа.
Наконец, третий урок – для каждого из нас. Ибо каждый должен знать: где бы он ни находился, какие бы трудности ни переживал – Б-г всегда с ним. Если ты веришь в свою правоту, в Б-жью помощь – то в любых условиях выживешь как еврей, и любые враги, как бы сильны они ни были, отступят.
Сегодня этой уверенности, этой еврейской гордости нам порой не хватает – и в диаспоре, и даже в Израиле. Но это единственный надежный рецепт для общин диаспоры – в борьбе с антисемитизмом и для еврейского государства – в противостоянии тем режимам, которые и ныне стремятся нас уничтожить. Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"
Вернуться |