Публикации р. Лазара
01.09.2007О чем не беспокоился РебеНекоторое время назад российские СМИ наперебой комментировали письмо группы видных ученых, членов Академии наук, к президенту страны с призывом положить конец тому, что они называют «растущей клерикализацией общества». Авторы письма считают, что процесс возвращения религии в общество «не должен заходить слишком далеко», поскольку это, по их мнению, нарушает права тех российских граждан, которые не верят в Б-га. Некоторые поддержали позицию ученых, другие подвергли ее критике. Но при этом, как ни странно, все стороны дискуссии дружно обошли главную проблему – что такое вера в Б-га.Временами мне приходится слышать от евреев, что они атеисты. Кстати, один из ученых, подписавших письмо академиков, – еврей, нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, в публичных выступлениях часто подчеркивающий свою нерелигиозность. Мне в этой связи вспоминается история, которая произошла с третьим Любавичским Ребе. Как-то раз пришел к нему еврей и говорит: «У меня проблема – я не верю в Б-га». А Ребе ему: «Ну и что в этом страшного?» «Но я даже не чувствую нужды верить в Б-га!» – восклицает еврей. «Ну, значит не чувствуешь, не переживай», – отвечает Ребе. Еврей совсем уж разволновался: «Но мне от этого плохо!» «Что делать, – отвечает Ребе, – не всегда человеку хорошо…» В конце концов еврей закричал: «Но мне страшно!» – и потерял сознание от избытка чувств. «Можете его забрать, – сказал Ребе своим ученикам, когда этот человек пришел в себя, – с ним все в порядке».
Почему третий Ребе едва ли не безразлично отнесся к признаниям человека, который вроде бы утерял самое важное для религиозного еврея – веру в Б-га? Потому что он знал: этот еврей не слишком хорошо понимает, что такое вера, и его жалобы – всего-навсего плод подобного непонимания.
Б-г дал нам две основные заповеди о Самом Себе. Первая из Десяти заповедей с горы Синай – заповедь веры: «Я Б-г, Который вывел тебя из Египта». Вторая – заповедь знания, мы находим ее в книге «Дворим»: «Знай ныне и положи на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Него». Очевидно, что эти заповеди связаны между собой, но они не совпадают, а дополняют друг друга. Знание – результат умственного процесса, который так и называется: «познание». Вера – состояние души, результат того, что она у нас есть.
В процессе познания мы постигаем вещи и явления, доступные нашему могучему, но все же ограниченному разуму. Мы не можем выйти за его пределы. Если хотите – нам не позволяет человеческий язык, специально созданный для описания того, что доступно познанию. В то, что находится выше человека, за пределами ограничений, налагаемых нашим разумом, можно только верить. Вера принципиально не описывается нашим рациональным языком – так же, как не может быть создано рациональное описание человеческой души.
Кстати, вера вполне возможна без понимания. Например, в Талмуде приводится притча о воре, который, влезая в чужой дом, молится Б-гу, чтобы Тот послал ему удачу. Он верит в Б-га, потому что он человек и у него есть душа. Но у него нет понимания того, что Б-г запрещает воровать. Вера не обязательно помогает останавливать неправильные действия человека – для этого нужно еще и знание. Мы, конечно, находимся не на таком примитивном уровне, как этот вор, но, к сожалению, со многими людьми случается подобное: они молятся, просят Б-га о помощи и совершают при этом не самые благовидные поступки.
Иными словами, знание необходимо приобретать, даже самая искренняя вера без знания может привести к плачевным результатам. Но можем ли мы сказать, что необходимо «приобретать» веру? Наверное, нет, потому что вера – это свойство души: есть душа – значит, есть и вера. Недаром наши мудрецы были убеждены, что каждый еврей в душе своей верит в Б-га – Талмуд называет наш народ «мааминим бней мааминим» («верующие сыны верующих»). Поэтому третий Ребе и не беспокоился, когда явившийся к нему еврей заявил, что не верит. Переживал-то именно он, ибо считал, будто в нем нет веры: ему от этого было плохо, ему от этого было страшно, он даже в обморок упал… То есть он говорил, что не верит, но понимал, что это плохо. Сама душа человека восстает против неверия.
Парадоксальным образом то же самое говорит академик Гинзбург. В интервью он признается: «Мне жаль, что я не верю в Б-га. Я сейчас очень тяжело болен, не могу ходить… Мне бы очень хотелось поверить в то, что Б-г есть, чтобы Он помог мне…»
Кажется, проблема уважаемого академика в том, что он тоже путает веру со знанием. Ученый, всю жизнь занимавшийся фундаментальной наукой, по сути, осуждает не веру как таковую – категорию души, но собственное представление о вере как категории разума. Разум человеческий не может понять Б-га, тем более объяснить Его. Но душа чувствует Б-га, чувствует, что вера – это хорошо.
Каждый человек верит, «неверие» – лишь реакция человека на неспособность выразить собственную веру в рациональных терминах. Когда человек думает, что он «не верит», – ему плохо, ему страшно, ему жаль… Что делать, чтобы стало хорошо? Самое простое – подумать о душе. Душа всегда найдет выход, ведь именно она связывает нас с Б-гом всеблагим. Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"
Вернуться |