Публикации р. Лазара
01.11.2007Не напрягайся - ты работаешь...Когда Б-г создал человека, Он нагрузил его работой. Это заповедь, причем одна из первых, приведенных в Торе. Естественно, мир тоже создан был так, чтобы мы не могли обойтись без работы. Работа занимает большую часть того времени, когда мы бодрствуем. И добро бы только времени – на работу уходит большинство наших сил, а зачастую и нервов. Сами знаете, сколько на работе стрессов, сколько болезней возникает у человека как следствие напряженной работы...В связи с этим возникает два вопроса. Первый: если работа так тяжела, зачем Б-г взвалил ее на нас? Ведь Он хочет, чтобы нам было лучше, а не хуже, – почему же Он не дал человеку более легкой участи, почему заповедал работать «в поте лица»? И второй вопрос, связанный с первым: каким должен быть еврейский подход к работе? Как мы должны выполнить Б-жественную заповедь наилучшим образом и для Всевышнего, и для нас самих?
Чтобы разобраться с обоими этими вопросами, мы должны прежде всего понимать: хотя Б-г и заповедал нам работать, работа не должна захватывать нас целиком. В нашей традиции есть множество историй о людях, которые работали руками – в поле, в мастерской или еще где-либо – а голова их в это время занята была молитвой, размышлениями о Торе и прочими серьезными вещами. В святых книгах сказано: «Егиа капеха ки тохаль» («Твои руки должны трудиться, чтобы ты ел»). Руки должны работать – но человек – это не только руки, это еще и голова, и сердце, и душа. Работа – для рук, другие же органы в это время могут заниматься чем-то более возвышенным.
Однажды к Ребе пришел некий хасид, владевший мастерской по изготовлению галош. Как дела? – спрашивает Ребе. Слава Б-гу, отвечает хасид, в прошлом году мы продали много галош, получили большую прибыль. А как жизнь? – снова интересуется Ребе. И жизнь ничего себе, говорит гость, в последний месяц погода стоит плохая, все дожди да дожди, значит, людям нужно много новых галош... И какой бы вопрос Ребе ни задал, гость всякий раз сводил ответ к своей работе. Покачал головой Ребе и промолвил: «Видел я ноги в галошах, но чтобы в галоше оказалась голова – это что-то несусветное»...
Иными словами, в первом приближении еврейский подход к работе может быть сформулирован так: работа существует для того, чтобы прокормиться, а жизнь надо посвятить другим ценностям, высоким и духовным. Но тогда вновь встает предыдущий вопрос: зачем же Б-г дал нам так много работы?!
Вспомним хасидскую притчу о богаче, который как-то раз обходил свои поля и увидел работающего косаря. Косил этот человек замечательно – свободные движения, выражение радости на лице... Хозяин просто засмотрелся. А потом спрашивает косаря: «Сколько тебе платят за работу?» Тот назвал цену. «Уж больно мне нравится смотреть на твою работу – я буду платить тебе вдвойне, чтобы ты стоял под окнами моей конторы и… имитировал косьбу». На том и порешили. Утром косарь приходит под окна хозяина и – ну косой махать по воздуху! Хозяин из окна смотрит и радуется. Только через час-другой стучится работник в его дверь, кланяется и говорит: «Б-г с ней, с двойной оплатой, не могу я так, отпусти меня обратно в поле…» Богач удивился: «Почему вдруг не можешь? Стоишь себе в тенечке, свищешь косой по воздуху – уж наверняка легче, чем под палящим солнцем косить жесткую траву...» «Все так, хозяин, – говорит косарь, – но беда в том, что здесь результатов работы не видно».
Вот главная причина, по которой нам заповедано работать. Мы знаем, что Б-г намеренно создал мир несовершенным, дабы человек мог работать и улучшать его. Это великая наша заслуга – иметь возможность помогать Самому Творцу! И если мы не работаем, не создаем – мы не можем быть счастливы. Деньги, заработок – это лишь один из результатов нашего труда. Если человек нажил большое состояние или заработал большую пенсию – ему не надо работать, чтобы прокормиться. Но для еврея это еще не причина, чтобы не работать. Работа сопровождает нас от рождения и до самого конца – потому что это заповедь, потому что это удовольствие.
Резонно возникает вопрос: позвольте, вначале речь шла о стрессах, об истраченных нервах, даже, не дай Б-г, об инфаркте на рабочем месте. Откуда же вдруг «удовольствие»? Но это противоречие кажущееся. Б-г повелел нам работать, но при этом дал возможность работать с удовольствием. Человек, к сожалению, способен превратить любое удовольствие в мучение. Для этого достаточно одного: забыть Б-га. Верующий еврей работает с полной отдачей и никогда не забывает попросить благословения у Всевышнего. Он понимает: в любой работе есть риск, любой труд может не принести искомого результата. Поэтому сам он делает то, что от него зависит, в остальном же полагается на Б-жью помощь. Вот и не нервничает, не испытывает стрессов в работе...
Рассказывают о реб Зуше, что жена его все время волновалась: в доме нет денег, а раввин всегда безмятежен. «Жена, – говорил он при этом, – полагается на мужа-добытчика, а я, честно говоря, большой шлимазл. Я знаю, что все от Б-га, полагаюсь на Него и поэтому никогда не беспокоюсь – ведь Он наверняка поможет, если я сделаю то, что смогу…»
Людям, не ведающим Б-га, работа действительно тяжела: она вызывает стрессы, проводит к болезням – и все потому, что люди слишком полагаются на себя. А верующий еврей знает: результат работы все равно в руках Б-га – поэтому он не напрягается, просто делает свое дело, получая от работы и пропитание, и радость. Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"
Вернуться |