Публикации р. Лазара
01.12.2007Выдержать испытание богатствомВ наше время людям предоставляется много шансов для личного преуспеяния. Экономическая свобода позволяет человеку завести свой бизнес и разбогатеть. Политическая демократия открывает широкие перспективы для инициативных людей, способных сделать карьеру в публичной политике. Социальные гарантии приводят к тому, что у большинства людей есть стартовые возможности, чтобы преуспеть в жизни…Но сам по себе успех, особенно успех быстрый, связан с серьезными опасностями для человека. Когда вдруг резко изменяется твоя жизненная ситуация, меняешься и ты сам. Парадокс заключается в том, что очень часто как раз при ухудшении положения люди проявляют свои лучшие качества – вспомните проявления солидарности и взаимопомощи во время войны или в часы стихийных бедствий. А вот когда к человеку приходит преуспеяние – деньги, власть, слава, – нередко случается, что сам он становится хуже, у него развивается «звездная болезнь».
Есть известный анекдот о двух приятелях, Давиде и Хаиме. Давид был агентом по продаже лотерейных билетов. Он долго уговаривал друга приобрести один из них, а поскольку у Хаима не было денег, согласился продать ему билет в рассрочку. И вот состоялся розыгрыш, и на билет Хаима выпал главный приз. Давид, как только узнал об этом, первым же поездом отправился в городок, где жил его друг. Приехал ночью, прибежал, будит Хаима: «Поздравляю, дорогой мой, ты выиграл миллион!» А тот высунулся из окошка и недовольно кричит: «Как ты смеешь будить меня в полночь, когда знаешь, что я теперь богатый человек?! Убирайся вон!»
Наши мудрецы учат, что Б-г испытывает человека двумя путями – бедностью и богатством. В обыденном сознании существует убеждение, что испытание бедностью переносится тяжелее всего. Поэтому, в частности, мы молимся, чтобы Всевышний оградил нас от бедствий и жизненных неудач. Но на самом деле испытание богатством – успехами и преуспеянием – куда более серьезно и выдержать его гораздо труднее.
Почему? Потому что испытание богатством, успехом подвергает человека опасному соблазну. Он может решить, что всем в жизни обязан только самому себе, а не Б-гу. А из этого следует вывод: раз я сам всего достиг, без посторонней помощи – чего ради я стану теперь помогать другим? Пусть сами поработают, как я, это будет только справедливо…
В одном мидраше рассказывается о бедном, но благочестивом портном из провинциального городка. Как-то раз он отправился в столицу, и случилось так, что спас жизнь царю. Царь в благодарность тут же подписал указ о назначении своего спасителя губернатором той провинции, откуда он был родом. Когда до жителей городка дошло известие, что к ним прибывает новый губернатор, которого зовут так-то и так-то, они заспорили – тот ли это земляк, который прежде зарабатывал на жизнь портновским ремеслом, или просто тезка и однофамилец. Порешили так: когда новое начальство приедет, горожане устроят ему торжественный проход по улицам, в том числе пригласят посетить переулок, где находилась мастерская того портного. Если губернатор оглянется на этот ветхий покосившийся домишко – значит, это известный им человек; а пройдет, не заметив, – значит, не он.
Спрашивается: зачем надо было устраивать такую сложную процедуру опознания? Достаточно посмотреть на лицо нового губернатора, чтобы понять, знакомый это человек или нет. Но комментаторы мидраша объясняют: внешность может обмануть. Ведь жителям городка важно было не столько то, что вот, дескать, новый начальник – их бывший земляк. Они хотели знать, остался ли земляк на своем нынешнем высоком посту таким же праведным и благочестивым, каким был прежде, не поразила ли его «звездная болезнь», не испортила ли власть. Если он не изменился внутренне, то наверняка, увидев свою прежнюю лачугу, повернется и скажет: «Вот здесь я когда-то жил и работал». А если воспоминания о прошлой жизни, прежних друзьях и знакомых для него теперь ничего не значат – тогда лишь «по паспорту» он тот же человек, а по сути совсем другой, и ничего хорошего от него ожидать не приходится.
Евреев нашего поколения можно сравнить с этим портным, который стал губернатором. Из истории мы знаем: еще менее века назад подавляющее большинство евреев жило в страшной нищете, были погромы, а потом и Холокост. Это было испытание бедностью, которое наш народ, слава Б-гу, выдержал. Сейчас наше положение кардинально улучшилось. Большинство евреев живет в хороших условиях, многие преуспели и стали состоятельными людьми.
Но недаром Ребе на протяжении многих лет говорил: перед нашим поколением стоит задача показать Б-гу, что мы способны выдержать испытание богатством. Мы должны ни на минуту не забывать о том, что наши нынешние успехи, наше сегодняшнее процветание достигнуты с помощью Всевышнего, что мы должны благодарить не себя, а Его. И точно так же мы должны помнить, ради чего Б-г дал нам богатство, процветание и успех: чтобы мы могли помогать окружающим. Это великий дар человеку от Б-га – возможность творить добро, получая радость от выполненной заповеди.
Вот единственное верное лекарство от «звездной болезни». Если человек понимает, что своим преуспеянием он обязан благословению от Б-га – он не зазнается и не изменится внутренне. Наоборот, будет радостно выполнять Б-жественный замысел: помогать ближним, способствовать процветанию своей общины, своего народа. Он будет улучшать мир вокруг себя, приближая приход Мошиаха.
Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"
Вернуться |