Публикации р. Лазара
01.11.2010Наука в помощь выполнению заповедейВот уже месяц в религиозном сообществе идут оживленные дискуссии в связи с присуждением Нобелевской премии британскому ученому Роберту Эдвардсу за открытия в области искусственного оплодотворения. Ряд авторитетных представителей различных религий подвергли решение Нобелевского комитета критике: по их мнению, таким образом открывается путь для недопустимого вмешательства в создание жизни. По мнению сторонников этого подхода, научные исследования необходимо ограничивать, чтобы человек не пытался присвоить себе функции Б-га – единственного подателя жизни на земле.Еврейский подход к проблеме принципиально иной. Тора и Талмуд не просто выступают за свободу научного поиска, они считают научное познание мира важной заповедью. Как учат мудрецы Талмуда: «Б-г дал нам мудрость, чтобы задавать вопросы и находить ответы». Верующие люди знают, что Б-г создал мир во всем его многообразии для человека, и человек должен этот мир познавать. Ребе говорил: «Наука не бросает вызов Торе. Истинная наука может лишь возвысить Тору, демонстрируя ее истины в эмпирическом царстве».
Мало того, Б-г специально создал мир несовершенным, как своего рода платформу для деятельности – чтобы мы могли его изменять и улучшать. А наука на самом деле как раз и является инструментом для изменения мира. Занимаясь наукой, человек познаёт «законы природы», то есть те законы, которые Б-г положил в основу функционирования мира. Познав эти законы, человек получает возможность использовать их для того, чтобы улучшить окружающую среду. Таким образом, для соблюдающего еврея развитие точных и естественных, фундаментальных и прикладных наук равно необходимо.
Поэтому утверждение, что искусственное оплодотворение недопустимо с религиозной точки зрения, поскольку означает вмешательство в прерогативы Б-га, с еврейской точки зрения не выдерживает критики. На этот счет есть цитата из Талмуда: «Если бы Б-г хотел все сделать сам, зачем ты засеваешь свое поле?» В конце концов, дом, в котором мы живем, Б-г тоже не создал, но Он дал человеку все строительные материалы и ожидал от нас, что мы применим свой разум (который, кстати, тоже получен нами от Б-га) и сами построим дом, чтобы укрыться от ветра, дождя и снега. Точно так же и с искусственным оплодотворением: это вовсе не создание «из ничего», а использование «строительного материала», половых клеток, которые Б-г заложил в человеческий организм именно для деторождения!
Первая заповедь, содержащаяся в Торе, – это заповедь «плодитесь и размножайтесь». Это значит, что любые научные исследования, которые позволяют людям выполнить эту заповедь, в принципе благотворны и должны только приветствоваться. Так что с точки зрения еврейской религии мировое признание заслуг Роберта Эдвардса, создавшего технику ЭКО, абсолютно справедливо.
Другое дело, что практическое применение результатов этих исследований должно находиться под контролем. В Торе мы находим много объяснений, что можно делать, а чего делать нельзя. Разъяснения и ограничения, установленные Торой, положены в основу алахи – нашего религиозного законодательства. Надо сказать, что и на светском уровне применение открытий Эдвардса регулируется в разных странах многочисленными законами и постановлениями государственных органов. Но это, разумеется, не значит, что такие открытия плохи или, тем более, что их следует запретить.
Однажды к Ребе пришли родители с дочерью, чтобы проконсультироваться по некоторым вопросам алахи. Родители получили ответы и хотели уже уходить, как вдруг девочка спросила: «Атомная энергия – это хорошо или плохо?» Ребе ответил ей вопросом: «Нож – это хорошо или плохо?» И объяснил, что всякая вещь в нашем мире может быть использована во благо, а может и во зло. Но это не значит, что сама вещь плоха.
Всё в этом мире от Б-га – значит, и технологии, которыми мы пользуемся, тоже от Б-га: будь то атомная энергия или искусственное оплодотворение. Нужно только использовать их правильно – во благо, а не во вред. Например, алаха разрешает использовать суррогатную мать для зачатия, если биологическая мать не может родить. Сама по себе суррогатная мать заслуживает уважения – ведь она соглашается пострадать, испытать трудности, чтобы другая женщина смогла получить собственного ребенка. Но та же алаха ставит условия: кто может быть суррогатной матерью, когда можно ее использовать, каким условиям должна отвечать биологическая мать, чтобы иметь право использовать искусственное оплодотворение, и т. д.
Конечно, как и все вопросы, связанные с интимными отношениями, проблема искусственного оплодотворения не может рассматриваться вне морального контекста. Но с точки зрения Торы и алахи, эта технология может соответствовать самым высоким моральным требованиям, если все сделать правильно. Поэтому в случае, когда супруги не могут обрести детей обычным путем, им следует обратиться за консультацией к специалисту в двух областях – в медицине и в алахе. Именно сотрудничество ученого и раввина в одном лице обеспечит правильное зачатие и рождение детей, с которыми не будет ни физиологических, ни моральных проблем.
Известно, что в Израиле мораль очень высока. Но при этом именно в еврейском государстве самым широким образом применяются разные техники искусственного оплодотворения, и это помогло тысячам семей обзавестись потомством. Мало того, государство оплачивает все расходы таких семей, связанные с зачатием первых двух детей!
Сейчас в мире уже более 4 млн детей родились с помощью техники ЭКО. Миллионы супружеских пар получили возможность познать родительскую радость. Это величайшая заслуга ученого. А то, что возможны злоупотребления этой технологией, так ведь недаром учат мудрецы Талмуда: «Б-г не уничтожит мир из-за дураков». Любой технологией можно злоупотребить – но это не повод сидеть сложа руки и отказываться от выполнения нашего долга перед Б-гом – улучшения мира. В конце концов, Альфред Нобель изобрел динамит, чтобы помочь строить шахты и тоннели, и он основал свою премию именно для того, чтобы люди не забывали: научный прогресс несет благо, даже если его плодами, случается, злоупотребляют.
Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"
Вернуться |