Публикации р. Лазара
03.10.2010Прежде всего помоги ближнемуВ предыдущей беседе мы говорили о том, что, допуская бедствия и природные катастрофы, Б‑г дает нам важный урок, мобилизуя на помощь людям, оказавшимся в трудной ситуации. Благотворительность, помощь ближнему – одна из важнейших заповедей Б‑жьих: она выявляет лучшие стороны человеческой души и позволяет благотворителю добиться духовного роста. Как сказано в наших святых книгах: «Ты должен дать десятину, чтобы Б‑г вернул тебе вдесятеро». Или: «Принесите все десятины в дом Мой и испытайте Меня: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка». Из этой последней цитаты видно, что здесь мы не просто можем испытывать Б‑га – Он сам требует от нас испытать Его.Поэтому не следует удивляться, что Тора и Талмуд дают нам подробные разъяснения, как именно мы должны помогать ближнему. Первым делом надо помочь ближним родственникам; затем наступает очередь родственников дальних; после них надо начать помогать нуждающимся в своем городе. Только когда жители твоего города получили необходимую помощь, можно переходить к нуждающимся в масштабах всей страны. О «всемирном масштабе» святые книги умалчивают – обо всем мире реально позаботиться может только Б‑г.
Такой подход не слишком сочетается с модными в последние полтора века общественными тенденциями. В нынешнем светском обществе принято решать проблемы «в глобальном масштабе»: помогать, к примеру, «мировому пролетариату» или «народам развивающихся стран». Правда, проблемы не слишком решаются, но идеологи, пропагандирующие подобного рода подход, приобретают имидж великих благодетелей человечества.
Почему «ближние» в нашей традиции считаются более достойными помощи, нежели «дальние»? На этот счет есть хасидская притча. Однажды к раввину пришел богатый еврей и дал пятьсот рублей на помощь нуждающимся. Дело было в царской России, так что 500 рублей – очень большие деньги. Раввин, конечно же, обрадовался нежданной помощи: решил отправиться в синагогу, а по пути подумать, как лучше истратить деньги. На улице он встретил соседа, который шел и плакал. «Что случилось?» – спросил раввин. Сосед рассказал о своих бедах: ему надо выдавать замуж двух дочерей, а все имущество – одни долги. Тогда раввин поинтересовался, сколько денег нужно этому еврею, чтобы решить его проблемы: подсчитали, оказалось – как раз 500 рублей. Раввин задумался, а потом отдал соседу все деньги, полученные от мецената.
Когда об этом узнали ученики, они не сразу поняли логику его поступка. «Разве это справедливо? – недоумевали они. – Надо было разделить деньги поровну среди всех бедняков! Ведь даже если дать каждому десять рублей, 50 семей смогли бы купить себе самое необходимое! А так все деньги достались одному…» В какой-то момент у меня тоже возникла такая мысль, сказал раввин. Но когда это произошло? Когда тот человек уже попросил о помощи. И тогда я понял, что во мне говорит йецер а-ра, злое начало, которое всегда ищет причин, чтобы не сделать доброго поступка – не помочь человеку, который об этом просит. Ведь что получилось? Неожиданно пришли деньги, неожиданно выяснилось, что эти деньги могут решить проблемы семьи, попавшей в беду. Это был явно знак от Б‑га: деньги пришли в общину именно для решения проблем этой семьи.
Сходным образом объясняет приоритет помощи ближнему известный комментарий к Торе «Ор а-хаим»: «Если Б‑г сделал так, что именно этот нуждающийся оказался рядом с тобой, значит, именно тебе предначертано ему помогать». Если ты видишь, что некто рядом с тобой страдает – это не случайность. Это Б‑г показал тебе страдающего человека, дав тем самым понять, что именно ты должен ему помочь.
А помогать «во всемирном масштабе» в любом случае бессмысленно: ведь нуждаются в помощи всегда конкретные люди! Боюсь, очень многие разговоры о необходимости помогать народам дальних стран и континентов продиктованы не столько соображениями гуманности, сколько тем же йецер а-ра: злое начало всегда ищет поводов, чтобы не помогать тому, кто рядом. Ближнему отказать легче: ты знаешь все его обстоятельства, твой йецер а-ра обязательно подыщет оправдания отказу. Но именно потому Тора и мудрецы Талмуда напоминают нам, что в первую очередь надо помочь ближнему. Своим детям, своим родным, своим соседям, школе, в которой ты учился…
Вспоминается известный анекдот о богаче, который просит Б‑га за своего знакомого. «Б‑же, почему Ты ему не поможешь? Ведь он совсем обнищал, ему нечем даже кормить детей!» И раздается глас с небес: «Я помог – сделал тебя богатым! Именно чтобы ты, находящийся рядом, мог ему помочь!»
Помочь на самом деле, а не просто создать себе имидж на чужих горестях и бедах, – надо четко знать, кому что нужно, и приходить к конкретному человеку именно с тем, что необходимо ему и его семье. Именно поэтому у нашего народа принято оказывать помощь через общину. Ведь община для того и существует, чтобы знать положение каждого своего члена. Именно в общину приходят евреи со своими проблемами, со своими бедами. И община гарантирует, что помощь придет по адресу и окажется целенаправленной.
Традиционно в дни осенних праздников евреи перечисляют пожертвования на свою общину, чтобы помочь ближним, столкнувшимся с жизненными трудностями. И я воспользуюсь возможностью, чтобы выразить благодарность тем благородным людям в разных городах, которые, несмотря на нелегкую экономическую ситуацию в стране, пришли на помощь своим нуждающимся единоверцам. Большое вам спасибо – и уверен, что Б‑г воздаст вам стократ. И не только вам – но, благодаря вашей заслуге, всему еврейскому народу.
Как сказано в Талмуде: «Благословенна цдака, приближающая конечное искупление».
Автор: Главный раввин России Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"
Вернуться |