Публикации р. Лазара
01.06.2010Сперва доброе дело, потом молитваУ нас существует обычай, введенный много веков назад знаменитым каббалистом Ицхаком Лурия. Каждый день перед молитвой мы произносим следующую фразу: «Я принимаю на себя заповедь любить ближнего, как самого себя». Раввин Лурия учит, что, только соблюдая обязательство любви к ближнему, мы можем быть уверены, что Б‑г услышит нашу молитву и ответит на наши просьбы.Заповедь любви к ближнему, конечно, очень важна для каждого еврея. Однако возникает неизбежный вопрос: в чем связь между этой заповедью и молитвой? Ведь молитва – это то, что происходит между человеком и Б‑гом. Какое отношение к ней имеет любовь к ближнему – то, что определяет отношение человека к другим людям?
На этот счет есть одна история из жизни Алтер Ребе. Однажды в Йом Кипур он проводил коллективную молитву в синагоге. Вдруг ему стало известно, что на другом конце местечка женщина рожает и некому ей помочь. Алтер Ребе, ни слова не сказав молящимся, снимает талит, выходит из синагоги и бежит через все улицы в дом роженицы. Когда он туда пришел, оказалось, что необходимо срочно вскипятить воду, чтобы обмыть новорожденного и мать. Ребе нарубил дров, затопил печь, поставил на нее котел с водой, – в общем, сделал все, что сказала акушерка. И только когда вся работа была выполнена, вернулся в синагогу.
Разумеется, ученики Алтер Ребе и другие жители местечка, молившиеся в синагоге, были поражены странным поведением своего учителя. Они не могли понять, как можно прервать такое важное дело, как молитва, да еще в Йом Кипур. На их вопросы Ребе ответил, что молитва, конечно, очень важна и исполнение заповедей тоже, но самое важное – помочь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию. Ради спасения человека можно и нужно нарушить любую заповедь, можно и нужно даже прервать молитву в праздник! При этом наши мудрецы определили, кто должен взять на себя нарушение заповеди: эта ответственность лежит на самом уважаемом человеке в общине, он должен пойти и помочь ближнему сам, а не перепоручать эту миссию кому-нибудь другому. Сначала ему нужно совершить доброе дело – и только потом молиться.
Впрочем, слова основателя Хабада только частично отвечают на вопрос, который мы поставили. Понятно, что любовь к ближнему – самая важная заповедь, и выполнять ее нужно в первую очередь, даже если приходится откладывать другие заповеди, даже если ради этого нужно прервать молитву. Но у нашего вопроса есть и другой аспект: какая связь между исполнением заповеди любви к ближнему и молитвой?
Здесь может быть несколько объяснений. Самое простое основано на том, что цель молитвы – возбуждение в человеческой душе любви к Б‑гу. Но может ли такая молитва быть искренней, если любовь к Отцу не сопровождается любовью к Его детям? Ведь если вы, например, скажете какому-то человеку: «Я тебя люблю, но терпеть не могу твоих детей», ответ будет очевидным: «Нет, ты не любишь меня, ведь ты не любишь тех, кто мне дороже всего на свете».
Второе объяснение, более глубокое. В молитве мы не просто говорим, что любим Б‑га и благословляем Его, но также просим Его защитить нас от невзгод, дать то, что нам необходимо. По сути, наши отношения в молитве близки к отношениям детей с отцом: дети любят родителей и одновременно зависят от них, отец любит детей и одновременно воспитывает их. А что такое воспитание? Это создание связи между хорошим поведением и хорошим результатом. Если дети ведут себя хорошо, отец всегда их поощрит, если они демонстрируют плохое поведение, отец в воспитательных целях не даст им того, о чем они просят. А главное желание отца – чтобы его дети дружили, любили друг друга, помогали друг другу. В этом состоит и желание нашего небесного Отца. Недаром история учит, что самые страшные беды поражали наш народ из-за «беспочвенной ненависти», из-за распрей между евреями. Ясно, что отсутствие любви к ближнему – самый большой порок в глазах Б‑га, соответственно, любовь к ближнему – главное достоинство. Недаром в конце «18 благословений» – молитвы о даровании мира – мы просим Б‑га: «Благослови нас, всех вместе, в благосклонности Твоей». Почему не просто «благослови нас», зачем надо специально добавлять «всех вместе»? Да именно потому, что для нашего небесного Отца важно, чтобы мы были «все вместе» – спаянные взаимной любовью и всегда готовые помочь друг другу. Тогда благословение сильней, и Б‑г обязательно даст нам то, чего мы просим.
Есть история о Цемах Цедеке, третьем Любавичском Ребе. Во время изучения Торы он часто обращался к душам своих покойных отца и деда и просил их вразумить его и подсказать решение того или иного сложного вопроса. И вот в какой-то момент он заметил, что его мистическая связь с предками прервалась: он изо всех сил пытался ее восстановить, много молился, но результата не было.
И вот как-то раз Цемах Цедек пришел на молитву в синагогу, к нему подошел один еврей и попросил денег в долг. Речь шла о сравнительно небольшой сумме, но Ребе и ее не имел при себе. «Сейчас я проведу молитву, потом схожу домой и принесу деньги, – сказал Ребе, – подожди часа полтора». С этими словами он погрузился в молитву. Но вдруг в голову ему пришла мысль: «Сегодня рыночный день, этот еврей, наверное, просил денег в долг, чтобы купить необходимое для своей семьи. Если ему придется ждать полтора часа, все хорошее на рынке уже раскупят!» Цемах Цедек прервал молитву, побежал искать того еврея, привел его к себе домой, дал запрошенную сумму и вернулся в синагогу. И только он надел талит и приступил к молитве, как тут же почувствовал возвращение связи с душами своих отца и деда. С тех пор эта связь его уже не покидала.
Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал «Лехаим»
Вернуться |