ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.09.2009

Жизнь и смерть на кончике языка

Слово создало мир, слово способно его изменить – в лучшую сторону или в худшую. Слово может даже убить: еврейская пословица гласит, что «жизнь и смерть находятся на кончике языка». Мудрецы нашего народа учат, что очень многие из бед и испытаний, которым подвергались евреи в разные моменты своей истории, были вызваны не дурными действиями, а дурными словами. Даже Храм был разрушен из-за «необоснованной вражды» – неуважения и злословия между людьми.

Понятно, что клеветать на ближнего, говорить о нем неправду – большой грех. Но злословие – это не только клевета: дурные слова, даже если они не содержат лжи, приносят огромный вред человеку. Тора приводит немало примеров того, как злословие изменило судьбу многих людей в худшую сторону. Йосеф злословил своих братьев перед отцом – известно, сколько испытаний потом обрушилось на него. Даже если злословие не выходит за пределы семьи, последствия могут быть разрушительными!

Мало того: злословить нельзя не только человека, но и что бы то ни было. Разведчики, посланные в Страну Израиля, злословили землю и природу – в результате весь еврейский народ был обречен 40 лет скитаться в пустыне…

Есть заповедь, обязывающая каждого еврея ежедневно вспоминать, что Б-г сделал с Мириам. Мириам злословила Моше перед их братом Аароном и получила за свой грех проказу. Тора говорит, что прокаженного надо отделить от всех, изолировать от ближних и от всего народа. Наши мудрецы объясняют, что проказа – «болезнь злословия»: с человеком, дурно говорящим о ближнем, жить рядом невозможно, потому что его слова отравляют жизнь окружающим.

Более того, злословие отравляет и жизнь того человека, который позволяет себе говорить о других дурно. Об этом 34-й псалом: «Хочет ли человек жить и любит ли он долгую жизнь, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов». Иначе говоря, злословие укорачивает жизнь, и лишь тот, кто воздерживается от дурных слов, будет иметь долгий век.

В другом псалме, 120-м, царь Давид определяет злословие как «изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми». Слово, как стрела, бьет далеко: человек в Москве сказал дурное о человеке, находящемся в Австралии, и через десять уст зло дойдет до того. Слово, как угли, долго горящие под слоем пепла: один раз сказано дурное о человеке, а он и через десять лет чувствует последствия. Сказать о человеке дурное – хуже, чем ударить: боль от удара пройдет через несколько часов, самое большее – через несколько дней, а боль от злых слов будет ощущаться годами.

И еще в одном смысле слово как стрела: оно вылетело – а дальше человек, сказавший его, теряет над ним всякий контроль. Как говорят наши мудрецы: «Пока человек не сказал, он хозяин своего слова, когда он сказал – слово его хозяин». Потом человек сколько угодно может убеждать окружающих, что, дескать, «не хотел», что «его не так поняли», – раз сказанное, злое слово гуляет по свету, и последствия его ощущаются на многих людях, много лет.

Один еврей пришел к раввину, чтобы покаяться в грехе злословия и спросить совета, как исправить сделанное. Раввин сказал ему: возьми подушку, иди на рынок и там разрежь наволочку. Еврей так и сделал: пух разлетелся по всей площади. Ага, подумал еврей, теперь люди сочтут, что я не в своем уме и не будут верить моему злословию… Вернулся к раввину, доложил обо всем. Ну что ж, говорит раввин, а теперь собери все пушинки до последней…

В Талмуде сказано, что злословие убивает троих: говорящего, слушающего и того, кого злословят. С первыми двумя все понятно: один нарушил заповедь, второй его поощрил своим вниманием. Но почему наказана жертва злословия? Да именно потому, что наши дурные слова делают так, что плохое, пребывающее внутри человека, выходит наружу. В каждом человеке есть частицы добра и частицы зла, и каждое наше слово стимулирует либо позитивную сторону человека, о котором идет речь, либо негативную.

Это знает всякий родитель: если ребенок нашалил, не дай Б-г начать говорить, какой он плохой! В этом случае ребенок начнет назло шалить еще больше – ну, разве что он будет поступать плохо тайком, чтобы избежать наказания. Это классический пример злословия: скажешь человеку, что он плохой, он и будет плохим! Правильное поведение родителей в этом случае – поговорить с ребенком с глазу на глаз, объяснить ему, что никто не сомневается, что по природе своей он хороший и стремится поступать хорошо, но на сей раз допустил ошибку, а впредь надо делать вот как. Тогда ребенок почти наверняка изменится в лучшую сторону – добрые слова будут стимулировать его положительные качества.

Знаменитый хасидский раввин, Бердичевский цадик, никогда не позволял себе говорить плохо о людях и от своих учеников требовал того же. Почему? Потому что дурное слово созидает дурную реальность. В триаде человеческих инструментов для изменения мира – мысли, слове и деле – именно слово обладает наибольшей динамичностью. Мысль всегда существует внутри человека, дело – всегда вовне. И только слово, исходящее из человека в мир, становится сущностью реализуемой. В этом его сила. Следует пользоваться этой силой осторожно, чтобы слово несло в мир только добро.

Автор: Главный раввин России Берл Лазар
Источник: Журнал «Лехаим»

Вернуться