ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.06.2009

Молитва нужна молящемуся

Для верующего человека молитва – неотъемлемая часть жизни, настолько естественная, что даже в голову не придет поставить под вопрос ее необходимость. А вот у людей, которые только встают на путь возвращения к Б‑гу, чьи представления о религиозной практике порой весьма приблизительны, нередко возникают на этот счет сомнения. Мне не раз доводилось слышать такую аргументацию: «Зачем нужно молиться, просить Б‑га о чем‑то? Б‑г ведь и без того все про нас знает!»

На первый взгляд это рассуждение не лишено логики. В молитве мы просим у Б‑га помощи. Но Б‑г знает, что мы хотели бы получить, задолго до того, как наша просьба оформилась в слова молитвы. Кроме того, Б‑г лучше нас самих знает, что каждому человеку в действительности надо. Зачем же тогда молиться и просить Б‑га? В лучшем случае мы говорим о вещах, которые он и так даст нам; в худшем – просим того, что будет нам во вред…

И тем не менее Б‑г заповедал нам молиться. А это значит, что в молитве есть глубокий смысл. Б‑гу она, конечно, ничего прибавить не может. Но в молитве две стороны – Б‑г и человек. Значит, молитва необходима нам самим, каждому из нас.

Когда человек молится, он думает о Б‑ге. О чем бы молящийся ни просил, самим фактом своей просьбы он признается в том, что мы всё получаем от Б‑га. Это наше признание важно не для Б‑га, а для нас самих, поскольку оно сообщает нам шкалу ценностей в жизни. Вот первый, очевидный смысл молитвы для человека.

Есть и еще один смысл, не менее важный. Молитва помогает нам правильно организовать нашу каждодневную жизнь. Когда человек встает утром и полчаса молится – он думает и о Б‑ге, и о собственных нуждах, о том, как их достичь. Молитва приводит в порядок наши мысли и подсказывает пути, ведущие к достижению целей.

Здесь, конечно, нужно принимать во внимание то, что все люди разные. Есть те, которых называют «визионерами», – они тщательно продумывают свои желания, но не сильны в их практической реализации. Для таких людей молитва становится средством задуматься о собственных действиях, просчитать свои шаги. Другие люди – «прагматики» – сильны как раз в практической работе. А вот разобраться в себе, понять свои желания, отделить действительно нужное от излишних потребностей – это им дается с трудом. Решить эту задачу им опять-таки поможет молитва.

Таким образом, Б‑г заповедал нам молиться для того, чтобы мы лучше размышляли и потом лучше делали. С помощью молитвы каждый из нас преодолевает собственные слабые стороны, становится более гармоничной личностью. Человек, привыкший молиться, получает сразу два плюса: он более четко осознает свою цель, пути ее достижения и одновременно понимает, что связан с Б‑гом, так что рано или поздно получит то, в чем нуждается.

Но чтобы молитва подействовала, молящийся должен максимально отвлечься от посторонних мыслей. А это совсем не просто, даже для верующего человека. В теории каждый понимает, что во время молитвы он стоит перед Б‑гом, что душа его соединяется с Б‑гом, что он уподобляется тем нашим предкам, которые приносили жертву в Храме… Но реально во время молитвы мы часто отвлекаемся, думаем о повседневных делах. Есть известная еврейская шутка: «Откуда человек знает, что будет делать весь день? Да он все это продумал во время утренней молитвы!»

Конечно, это плохо. Но не всегда так плохо, как может показаться. Если человек во время молитвы думает о суетных вещах – как бы купить новую машину, новое платье и т. п. – это одно. Если же, отвлекаясь, молящийся продолжает думать о действительно важных вещах, это своего рода продолжение молитвы. Ведь Б‑г хочет, чтобы мы думали правильно, – значит, если мы так и поступаем, мы действительно приближаемся к Нему. То есть происходит то, для чего предназначена молитва.

Однажды евреи пришли за советом к известному хасидскому ребе Исраэлю из Ружина. Их беспокоило то, что хасидские молитвы в синагоге казались им «неупорядоченными». Посмотрите, говорили они, у других евреев, не хасидов, каждому занятию четко отведено свое время. Сначала они молятся. Кончили молитву – начинают изучать Тору. Кончили изучать Тору – переходят к другим серьезным делам. А у хасидов не так: только помолились, вдруг заводят беседу, поднимают тосты «лехаим»… Разве это серьезный подход?

Рабби Исраэль объяснил, что хасидский порядок молитвы имеет свой смысл. Когда мы молимся, говорим с Б‑гом, Сатан все время старается нас отвлечь. Поэтому мы помолимся, а потом поговорим, пожелаем друг другу всяческих благ, можем даже выпить рюмочку за здоровье. Сатан видит это и решает, что молитва кончилась, – тогда он оставляет нас в покое и уходит по своим делам. И того не понимает, что молитва продолжается! Ведь когда мы желаем ближнему здоровья, думаем о том, что ему нужно, как ему можно помочь, – по существу, мы просим Б‑га за своих друзей! А это сохраняет молитвенный настрой в нашей душе. Правильные мысли и есть молитва.

Автор: Главный раввин России Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться