ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.05.2009

Без гордыни, но с гордостью

В последнее время я часто слышу от членов нашей общины, что евреи должны «сидеть смирно и не высовываться». Дескать, если мы будем перед всеми другими народами демонстрировать свое еврейство, показывать, что мы отличаемся от остальных, это приведет к негативным последствиям. Даже не потому, что к нам могут начать хуже относиться, сколько по той причине, что демонстрировать свои отличия означает проявлять высокомерие и гордыню.

Что можно сказать на этот счет? Еврейский подход к человеческому поведению проповедует скромность. Скромность украшает не только еврея, но и любого человека. Но из этого не следует делать вывод, что скромный человек тот, кто не отстаивает свои взгляды, не показывает окружающим свои возможности, свой потенциал – «сидит тихо и не высовывается».

Известный хасидский раввин Моше-Лейб из Сасова говорил, что у каждого человека в кармане должны быть два листочка бумаги. На одном написано: «Ради меня сотворен весь мир», на другом – «Прах ты и в прах возвратишься». Главное, учил реб Моше-Лейб, это знать, в какой момент своей жизни какую записку надо вытащить и положить перед глазами.

Скромность – прекрасное человеческое качество. Но если скромностью злоупотреблять, она легко дойдет до самоуничижения, когда человек не верит в свои силы, считает себя только прахом. С таким человеком никто и никогда не будет считаться. И что еще более прискорбно – такой человек не выполнит той миссии, которую на него возложил Б‑г, когда создал для него весь мир. Недаром сказано: «Проклят тот, у кого есть гордыня, и проклят тот, у кого нет гордости». Человеку необходимо внутреннее ощущение, что он собой что-то представляет, что он много значит для Б‑га, что Б‑г создал этот мир для него. Только тогда его скромность будет конструктивна, только тогда этот человек принесет дополнительное добро в мир.

В Торе сказано: «Моше был человек скромнейший из всех людей на земле». Сразу возникает вопрос: как может быть, что великий предводитель народа Израиля, бесстрашный человек, отстаивавший свою правоту даже перед фараоном со всем его войском, мог считаться образцом скромности? Но скромность Моше – это как раз и есть та конструктивная скромность, которая основана на сознании своей силы и высокой миссии человека в мире. Моше-рабейну был «скромнейшим на земле», потому что он полностью уповал на Б‑га, лучше всех понимал: все, что у него есть, идет от Б‑га. Именно это понимание, лежащее в основе скромности, позволяет человеку быть уверенным в себе, в своих силах, которые даны Б‑гом, в том деле, которое он отстаивает по воле Б‑га и во имя Б‑га.

У пророка Ирмияу мы читаем: «Так говорит Г‑сподь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Г‑сподь, творящий милость, суд и правду на земле».

Когда человек признает, что все в нем от Б‑га, он обязан сказать себе, что и сила его от Б‑га, и таланты его от Б‑га, и он должен реализовать их полностью, чтобы выполнить задачу, возложенную на него Б‑гом. В понимании этого и была причина того, что Моше стал скромнейшим из людей на земле: он понял, что Б‑г дал ему больше, чем любому другому человеку, и потому он обязан сделать больше, чем другие. Эта скромность отличала и многих других наших вождей и учителей на всем протяжении истории. Царь Давид был скромным, рабби Акива был скромным – но когда они делали то, что Б‑г повелевал им сделать, они использовали все свои силы и способности, стояли твердо и шли до конца.

Суммируя сказанное, мы обретаем понимание истинной скромности: без высокомерия, но и без самоуничижения. Да, без Б‑га я никто – но силы, которые дал мне Б‑г, бесконечны. Поэтому проявление скромности не в том, чтобы «сидеть и не высовываться», но, наоборот, в том, чтобы в полной мере реализовывать свой потенциал, не скрывая его от других людей.

Как ни парадоксально это звучит, истинная скромность – это уверенность в себе. А вот человек, который в себе не уверен, который не понимает, что Б‑г придал ему высшую значимость, – такой человек будет из кожи вон лезть, чтобы чего-то достичь. И в результате его ложная скромность неизбежно приведет к гордыне.

В прежние времена человеку было легче это понять. Мир был маленьким, каждый знал только жителей собственного городка или деревни – от силы несколько сотен человек. В таком крошечном сообществе каждый был на виду, и люди ежедневно чувствовали свою важность, свою способность повлиять на окружающий мир.

Сегодня, в мире массовых коммуникаций, человек видит все, что происходит в десятках стран, на всех континентах, и у него поневоле возникает ощущение, что его личность ничего не значит, что он не в состоянии ни на что повлиять. Но посмотрите – ощущение собственного бессилия порождает не скромность, а, напротив, высокомерие! Современный человек из кожи вон лезет, чтобы подчеркнуть свою важность. Недаром столько людей готовы буквально на все, лишь бы быть показанными по телевизору. Одновременно возникают и распространяются новомодные учения, увеличивающие в человеке гордыню и призванные убедить в том, что у человека есть право буквально на всё.

Такое мироощущение идет вразрез с нашей верой, с нашим еврейским самосознанием. Мы должны избегать высокомерия и гордыни – но одновременно быть гордыми евреями, не бояться и не стесняться демонстрировать свой потенциал, отстаивать свою веру, свою культуру, свои традиции. В этой гордости – подлинная скромность человека, выполняющего задания, полученные от Б‑га.
 

Автор: Главный раввин России Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться