ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.12.2013

Все тайное для Б-га явно

Сегодня идет оживленная дискуссия о том, что называется privacy, — о праве человека на тайну личной жизни. Большинство согласно, что контроль спецслужб за человеком оправдан, если речь идет о борьбе с терроризмом и на кону стоят безопасность и жизни многих людей. Во всем остальном согласия в обществе нет. До каких пределов государство может следить за телефонными разговорами и электронной перепиской? Вправе ли СМИ публиковать материалы о жизни человека, полученные без его согласия? Распространяется ли принцип privacy на публичного политика?.. Список вопросов можно продолжить.

Сегодня идет оживленная дискуссия о том, что называется privacy, — о праве человека на тайну личной жизни. Большинство согласно, что контроль спецслужб за человеком оправдан, если речь идет о борьбе с терроризмом и на кону стоят безопасность и жизни многих людей. Во всем остальном согласия в обществе нет. До каких пределов государство может следить за телефонными разговорами и электронной перепиской? Вправе ли СМИ публиковать материалы о жизни человека, полученные без его согласия? Распространяется ли принцип privacy на публичного политика?.. Список вопросов можно продолжить.

Наши мудрецы дали свой ответ на них почти две тысячи лет назад. Важно не то, сохранишь ли ты в тайне от людей свои слова и поступки, важно вести себя так, чтобы не было стыдно, если они все-таки станут известны другим. Потому что наши слова и поступки все равно известны — известны Б-гу. Законоучитель Йеуда а-Наси в «Поучениях отцов» говорит: «Вдумайся в три вещи, и ты не попадешь в сети греха. Знай, что над тобой всевидящее око, всеслышащее ухо и все твои деяния записываются в книгу».

Многие люди знают, что Б-г на свете есть. Но далеко не все осознают, что Он наблюдает за каждым из нас в каждый момент времени, видит все, что человек делает, слышит все, что человек говорит, и даже читает мысли каждого из нас! «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? — говорит Б-г. — Разве не наполняю Я небо и землю?» (Ирмеяу, 23,24). Именно поэтому, кстати, мы никогда не снимаем головной убор — напоминание о том, что всегда, в каждый момент нашей жизни на нас смотрит Б-г. И каждое наше дело, каждое слово надо соизмерять с тем, что Он от нас хочет.

Раньше представление о «всевидящем глазе и всеслышащем ухе» носило скорее виртуальный характер: мудрецы предостерегали, евреи принимали к сведению, но доказательств не было. Сегодня же технологии позволяют отслеживать множество деталей жизни каждого из нас. Видеокамеры стали «всевидящим глазом» во всех общественных местах, компьютеры фиксируют и хранят все, что мы пишем… Сколько людей были уверены, что их недостойные дела никогда не будут обнаружены, а они оказались преданы гласности! Все тайное становится явным даже в обществе людей, — что же тогда говорить о всеведении Б-га?..

Есть талмудическая история о том, как законоучитель Йоханан бен Закай плакал на смертном ложе. Ученики спросили о причине его слез. «Если человеку предстоит услышать приговор от царя, он тоже плачет, — сказал учитель. — А ведь человеческого царя можно убедить, можно обмануть… Как же не плакать, когда вот-вот услышишь приговор от небесного Царя, который все обо мне знает!»

Когда ученики попросили благословения, Йоханан бен Закай обратился к ним с такими словами: «Дай вам Б-г, чтобы вы боялись Б-га настолько же, насколько боитесь людей». Как будто бы специально высказался о дискуссии по privacy, разгоревшейся два тысячелетия спустя! Ведь все споры возникли оттого, что, когда человек грешит, он боится, как бы люди не узнали. И совершенно не принимает в расчет того, что Б-г все видит, все слышит и ведет самый подробный учет наших дел, слов и мыслей.

У фразы «знай, что над тобой» есть интересное толкование, принадлежащее одному из основателей хасидизма, Магиду из Межерича. Буквальный перевод этого выражения — «то, что сверху от тебя»: все, что сверху, в высших мирах, говорил Магид, зависит от тебя. То, что происходит у Б-га, зависит от человека.

На первый взгляд это выглядит парадоксом. Как человек может оказывать влияние на Б-га? Но Магид связывает поучение мишны с пятым стихом 121-го псалма: «Г-сподь — хранитель твой; Г-сподь тень твоя с правой руки твоей». «Тень» всегда реагирует на твое движение: от того, что ты делаешь, зависит то, что сделает Б-г. Каждое наше действие, каждое слово, даже каждая мысль — все важно для Б-га, потому Он ведет их точный учет, «и все твои деяния записываются в книгу».

На этот счет существует хасидская притча о мудром раввине, который знал ответы на все вопросы. Царь той страны позавидовал славе мудреца и решил посмеяться над ним. «Вызову его и спрошу: “Вот у меня в кулаке муха: если ты такой умный, скажи мне, жива она или нет?” Если ответит, что жива, я раздавлю муху и покажу всем, что она мертвая; а если скажет, что, дескать, не жива, — разожму кулак, муха вылетит, и все поймут, что никакой этот еврей не мудрец…»

Не удалось завистливому царю высмеять раввина. Услышав вопрос, тот дал на него самый простой ответ: «Все зависит от тебя!»

 

Автор: раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться