ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.11.2008

По долгам надо платить

Вот уже больше месяца главной темой публикаций в СМИ - да и, насколько можно судить, главной темой людских разговоров - является мировой финансовый кризис. К сожалению, проблемы ипотечных и инвестиционных банков никогда не ограничиваются этими самыми банками: они тяжело сказываются на производителях, которым трудно получать кредиты на расширение производства, и на потребителях, которые сталкиваются с ростом цен в магазинах.

Суть нынешнего кризиса, если перевести с языка профессиональных экономистов, сводится к одной простой вещи: банки раздали людям кредиты на суммы, намного превышающие те, которые заемщики в состоянии вернуть. А люди, соответственно, взяли больше денег в долг, не думая, как они будут возвращать.

К сожалению, это универсальная проблема: когда человек слишком много берет взаймы, неприятности начинаются не только у него, но и у окружающих. Кредит существовал в человеческом обществе практически всегда - даже в давние времена, когда торговец брал деньги в долг, чтобы купить товар, а потом расплачивался с кредитором из полученной прибыли. Правда, в те времена нравы были суровые, наказания тяжкие - так что заемщик, как правило, не рисковал просить в долг, если опасался, что не сумеет этот долг возвратить. В нынешнем потребительском обществе пропагандируется жизнь в кредит: получить деньги взаймы очень легко, а о последствиях возможного невозврата предпочитают умалчивать. Результат налицо - сегодня платить за возникающий кризис приходится всем.

Подобная ситуация существует не только в экономике, но и в духовной сфере. На самом деле мы все живем в кредит у Б-га. Что такое наши молитвы как не просьбы к Б-гу дать нам то-то и то-то: здоровье, удачу, умного сына, хорошего мужа дочери?.. Мы просим у Б-га помощи, а возникающий долг обещаем отдать добрыми делами - выполнением заповедей, благотворительностью, заботой о ближних. Это условия договора, который мы заключаем с Б-гом. Праведность - скрупулезное исполнение наших обязательств по этому договору. Недаром наши мудрецы учат, что праведник познается по честности в бизнесе!

К сожалению, некоторые люди легкомысленно относятся к обещаниям, которые дают Б-гу. Их поведение напоминает известный анекдот о бизнесмене, который опаздывал на важную деловую встречу, потому что никак не мог отыскать место для парковки. В конце концов он взмолился: «Г-споди, помоги, а я обещаю отдать половину прибыли от сделки на заботу о бедных!» Тут же в сплошном ряду машин у тротуара возникает пустое место - как раз чтобы ему припарковаться. «Б-же, все в порядке, - торопливо заявляет бизнесмен, - я сам решу эту проблему, так что не беспокойся…»

Реально Б-г дает нам в долг с самого момента рождения - ведь именно Он даровал нам жизнь. Говоря экономическим языком, Б-г доверяет нам как добросовестным заемщикам. Но кредит надо возвращать - то есть надо оправдать то доверие, которое нам оказано. В прошлом месяце, в дни между Рош а-Шана и Йом Кипуром мы, как и всегда, представили отчет о сделанном в прошедшем году. Год назад каждый из нас взял какие-то обязательства, просил у Б-га помощи, обещал вернуть: в прошлом месяце мы отчитались перед Б-гом за то, как расплачивались по кредиту. «Добросовестные заемщики» были занесены в Книгу жизни, удостоились доброй записи и подписи. Иными словами, Б-г открыл нам кредит на новый год.

Но то, что Б-г был доволен нашим поведением, вовсе не означает, что мы можем отныне «расслабиться». Как раз наоборот. У добросовестного заемщика все время поднимается планка. Тот, кто доказал свою состоятельность, в следующий раз может воспользоваться кредитом на более значительную сумму, то есть получить больше от Б-га. Но и сам он должен соответствовать своему повышающемуся статусу, оправдывать его соблюдением заповедей и благими делами.

Сейчас Б-г как раз предоставляет нам такую возможность. В дни экономического кризиса надо всегда помнить, что, хотя бизнесменам и другим состоятельным людям стало трудно, положение тех, кто в меньшей степени может положиться на свои силы, - пожилых людей, инвалидов, одиноких, многодетных матерей - ухудшилось куда больше. Теперь самое время им помогать, самое время для благотворительности - несмотря на то, что прибыли, возможно, снизятся еще больше. Сегодня многие представители бизнеса говорят: в условиях экономической неопределенности они будут сокращать инвестиции. Но в наших отношениях с Б-гом никакой неопределенности нет и быть не может, так что благотворительность, помощь ближнему остается самой важной инвестицией.

И кстати, потенциально самой прибыльной. На этот счет есть история об известном богаче и филантропе Моше Монтефиори. Однажды журналист спросил, каково приблизительно его состояние. Монтефиори назвал сумму. «Вы смеетесь? - удивился журналист. - Я же знаю, что ваша недвижимость и ваш бизнес стоят намного больше!» Тогда его собеседник объяснил, что приведенная цифра - это его расходы на благотворительность: «Реально у меня есть только то, что я дал на цдаку. Это состояние, которое я никогда не потеряю. А все остальное - как говорится, Б-г дал, Б-г взял, да будет Имя Его благословенно».

Кризис - не только проблема, но и возможность. Именно сейчас Б-г ждет от нас, чтобы мы отдали Ему долг, помогая ближним. За это Он наградит стократ.

Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться