ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

01.07.2013

Книги выходят на свободу

Я решил прервать беседы о «Поучениях отцов», — мы вернемся к ним в следующем месяце, — потому что в жизни нашей общины произошло очень важное событие. Президент России лично распорядился освободить библиотеку Любавичских Ребе из спецхрана, где она томилась более 80 лет, и пришел к нам, в Еврейский музей, чтобы удостовериться, что процесс передачи книг действительно начат.

Я решил прервать беседы о «Поучениях отцов», — мы вернемся к ним в следующем месяце, — потому что в жизни нашей общины произошло очень важное событие. Президент России лично распорядился освободить библиотеку Любавичских Ребе из спецхрана, где она томилась более 80 лет, и пришел к нам, в Еврейский музей, чтобы удостовериться, что процесс передачи книг действительно начат.

Что такое «библиотека Любавичских Ребе», или, как ее обычно называют в прессе, «библиотека Шнеерсона»? Это уникальное собрание еврейских книг духовного содержания, предназначенное в первую очередь для ученых раввинов: даже самые видные знатоки Торы могут найти в этих книгах что-то новое для себя. Библиотеку начал собирать еще Алтер Ребе, более двух веков назад, затем каждый последующий Ребе искал редкие трактаты знаменитых раввинов прошлого и увеличивал собрание. Хасиды всегда знали, что лучший подарок Ребе — это старинная книга.

В конце 1920-х годов Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон (Раяц) был вынужден покинуть Россию. Ему удалось взять с собой только часть библиотеки (сейчас она хранится в центре движения Хабад в Нью-Йорке), оставшиеся книги были конфискованы и помещены в спецхран Ленинской библиотеки.

Многие годы хасиды вели кампанию за возвращение «библиотеки Шнеерсона». На протяжении всего постсоветского периода они пытались убедить политиков и высокопоставленных чиновников в необходимости выполнить последнюю волю Ребе Раяца и вернуть книги его ученикам и последователям.

Почему это было для нас так важно? Ведь, казалось бы, самые ценные книги Ребе Раяц сумел увезти, остались издания вовсе не уникальные, поэтому многие не понимали нашей настойчивости. Вы тратите столько сил, столько энергии, говорили они, а ради чего? Одно дело — бороться за возвращение синагог, конфискованных большевиками, а тут обычные книги, которые можно купить у букинистов, и даже не слишком дорого…

Но мы, евреи, все-таки особый народ — «народ книги». К книгам у нас отношение особое. Для нас любая книга святая, если она говорит о Б-жественных ценностях, если несет в мир слова Б-га. А у библиотеки предыдущего Ребе святость сугубая: ведь она принадлежала праведникам, вождям поколений, которые использовали эти книги для углубления своих знаний.

Все верующие люди знают: каждый предмет, который праведник использует для служения Б-гу, становится святым. Б-г дает нам материальные вещи, чтобы мы поднимали их к духовности. Мы едим — и это дает нам силы служить Б-гу, тем самым еда приобретает духовную ценность. Мы жертвуем на благотворительность — и наши деньги становятся духовной ценностью! Все вещи праведника, даже какие-нибудь столы и стулья, несут в себе отблеск его святости. Что же говорить о книгах праведника, которые помогали ему учить Тору! Поэтому для нас освобождение библиотеки предыдущего Ребе было ничуть не менее важной задачей, чем возвращение синагог.

Эту мысль хасиды старались довести до своих собеседников в структурах власти на протяжении многих лет. Получилось не сразу: у государственных людей другая логика, они в ответ говорили о престиже — якобы власть «потеряет лицо», если отдаст книги. И только когда в дело вмешался президент России, удалось выйти на взаимоприемлемый компромисс. Спасибо ему за это огромное! Передача библиотеки Ребе Раяца нашей общине — это восстановление исторической справедливости, возвращение книг к ученикам и последователям их хозяина. Но прежде всего это возвращение святыни, великая радость для верующих — как у нас в России, так и для миллионов евреев повсюду в мире.

Символично, что церемония передачи книг еврейской общине состоялась в особый день нашей истории, связанный с жизнью предыдущего Ребе. В 1927 году он был схвачен ОГПУ, приговорен к смерти, и лишь в последний момент расстрел был заменен ссылкой в Кострому. Ровно за 86 лет до возвращения библиотеки Ребе Раяц прибыл в этот город. Тогда никто еще не знал, что означает эта ссылка — первый шаг к свободе или, не дай Б-г, попытку расправиться с праведником вдали от больших городов. Но уже через неделю поступило распоряжение освободить Ребе Раяца и разрешить ему выехать из СССР. Это была большая радость: оказалось, что прибытие в Кострому было тем, что на языке Талмуда называется «атхальта дигеула» — «начало избавления».

И вот теперь, ровно 86 лет спустя, наступил день «атхальта дигеула» для библиотеки Ребе Раяца. К сожалению, в советском спецхране книгам не обеспечивался надлежащий уход, некоторые из них в плохом состоянии. Но специалисты уже начали их обработку: что будет надо, все отреставрируют и восстановят. Главное — начат, наконец, процесс, который приведет к полному освобождению святых для нас книг, когда все они без исключения будут доступны для всех без исключения верующих евреев.

Как говорил наш Ребе, «придет день, когда эти книги будут возвращены с улыбкой». Так и случилось. В день «начала избавления» библиотеки Ребе Раяца улыбался президент России, улыбались десятки раввинов, которые приехали в Москву, чтобы принять участие в этом историческом событии. И я не сомневаюсь, что возвращение святых книг принесет улыбку и радость миллионам евреев во всем мире.

 

Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться