ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

03.04.2013

Здесь и сейчас

«Если не я для себя, кто для меня; но если я только для себя — что я такое; и если не сейчас — то когда же?» Эта мишна из «Поучений отцов» получила самое широкое распространение, в том числе далеко за пределами еврейской культуры.

«Если не я для себя, кто для меня; но если я только для себя — что я такое; и если не сейчас — то когда же?» Эта мишна из «Поучений отцов» получила самое широкое распространение, в том числе далеко за пределами еврейской культуры.

Мудрецы разъясняют, что афористичность автора мишны, одного из выдающихся законоучителей древности рабби Гилеля, в данном случае является намеренной: он хотел, чтобы его слова охватили максимум возможных поведенческих моделей, чтобы каждый мог найти в них урок для своей жизни. Кстати, жизнь самого рабби Гилеля в полной мере соответствует модели, сформулированной в мишне: самому решать свои проблемы, заботиться не только о себе, но и о ближнем и никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Он происходил из уважаемой семьи вавилонских евреев, но в 40 лет переехал в страну Израиля, где вынужден был тяжким трудом зарабатывать на жизнь. Половину заработанного рабби Гилель выделял на пропитание жены и детей, а вторую половину отдавал служке синагоги, чтобы тот пускал его слушать видных раввинов и мудрецов.

Разумеется, мишна не является объяснением жизненного пути ее автора, смысл ее гораздо шире и глубже. Наши мудрецы учат, что жизнь каждого должна определяться двумя основными идеями. Первая: помни, что мир сотворен ради тебя, ты сам должен о себе позаботиться. И вторая: главное в твоей жизни — жить не ради себя, а ради ближнего. На первый взгляд эти две мысли исключают друг друга. На самом деле они друг друга дополняют, если принять во внимание, что всё мы получаем от Б-га. Да, Б-г сотворил мир для тебя: но это значит, что Он ставит тебе задачи, в том числе такие, которые кажутся препятствиями. Никто не решит за тебя твои проблемы, потому что Б-г создал их специально для тебя — чтобы ты сам их решал. Однако Б-г поместил тебя в мир не одного, а со множеством других людей, ты живешь в обществе. Каждому человеку Он дает свои задачи, но все люди вместе призваны делать одно дело — улучшать окружающий мир. Поэтому, если ты будешь заботиться только о себе, не помогая ближним, — главная миссия, ради которой ты существуешь в этом мире, не сможет быть выполнена! Есть личные проблемы, которые ты можешь решить только сам, и есть общественные задачи, которые ты должен решать вместе с другими.

Нередко приходится слышать: «Мне в жизни никто не помогал, так чего ради я буду помогать другим?» На это есть простой ответ: ты должен помогать ради любви. Главная заповедь от Б-га — заповедь любви к ближнему. А что такое любовь? Это желание дать, а не получить. Тот, кто не готов делать что-то для других, потому что другие не сделали что-то для него, подобен человеку, требующему развода на том основании, что жена не принесла приданого, на которое он рассчитывал. Между тем счастливый брак возможен лишь тогда, когда женятся по любви, а не из-за денег…

Интересную трактовку мишны рабби Гилеля предложил Ребе. Он подчеркивал, что речь здесь идет о двойной ответственности человека — ответственности за исправление себя и за исправление мира. Исправление себя — это тшува, возвращение к Б-гу. Если человек не хочет сам исправить собственные ошибки, никакой учитель ему не поможет. В то же время реальное исправление возможно только ради ближнего, ради общества в целом. Человек не может быть «праведником для себя»: если сам он исполняет Закон и заповеди, но ничего не делает, чтобы помочь ближнему выйти на праведный путь, — он никакой не праведник, потому что не выполняет главной задачи, ради которой Б-г дал ему жизнь, — задачи исправления окружающего мира.

И совершать тшуву нужно немедленно — здесь и сейчас. В мишне недаром говорится: «если не сейчас, то когда же?» Даже не «сегодня», а именно «сейчас»: уже через час, через четверть часа может быть поздно! Твоя жизнь состоит из бесконечной цепочки мгновений, и в каждое мгновение надо делать все, что можно сделать именно «сейчас», в это конкретное мгновение. Подобно тому как каждому человеку Б-г дал свое место в мире, так и каждому нашему делу Он приурочил определенное время: не сделаешь вовремя — не сделаешь вообще или сделаешь слишком поздно… В этом вся наша жизнь. Б-г хотел, чтобы мы — здесь и сейчас — соблюдали Закон, исполняли заповеди, улучшали себя и мир вокруг нас. В Мире грядущем, куда попадут все праведники, нам этого уже не совершить. Там нас ждет множество замечательных вещей — но тшувы, исправления, там уже не будет. И, как предупреждал предыдущий Ребе, «когда придет Машиах, мы поглядим назад — и испытаем ностальгию по тому времени, когда могли исполнять заповеди…».

 

Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться