ФЕОР


МЕОЦ


Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.5
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Раввинат, Офис 4-34
Телефон: +7(495)926-00-02
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной


Офис, приемная, пресс-служба Главного раввина России раввина Берла Лазара:
Телефон: +7(495)627-70-00
Факс: +7(495)62770-57
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 – 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.




 

Публикации р. Лазара

02.09.2012

В ответе за себя — и за других

Седьмая мишна «Пиркей Авот» продолжает тему поведения человека в обществе: «Отдались от плохого соседа, не сближайся со злым человеком, не отчаивайся в беде».

 
 
Как мы видим, структурно эта мишна похожа на предыдущую. Здесь тоже три поучения в одном, и тоже не слишком понятно, какая между ними связь. В самом деле, какая разница между «плохим соседом» и «злым человеком»? Но почему от первого надо отдаляться, а ко второму — только «не приближаться»? И при чем тут бедствия, при которых надо не отчаиваться?
 
«Сосед» — это человек, с которым ты поддерживаешь ежедневный контакт. Соответственно, между соседями возникают неформальные связи, соседи начинают друг на друга влиять. Для любого общества характерно такое явление, как солидарное поведение соседей — люди начинают защищать «своих». В обычной ситуации это прекрасно: помогая соседу, ты реализуешь свои лучшие качества. Но если у тебя плохой сосед — не в том смысле, что он плохо относится лично к тебе, просто он грешник и не желает исправляться, — возникает угроза, что он будет оказывать на тебя и твоих близких разрушительное влияние. В этом контексте призыв «отдалиться от плохого соседа» означает, по сути, «отдалиться от греха».
 
В Торе рассказана история о бунте Кораха против Моше. Понятно, что Корах был злодеем — кому еще пришло бы в голову бунтовать против лидера, который только что спас весь народ от египетского рабства? Но у этого закоренелого грешника были сторонники: Талмуд объясняет, что его поддержали 250 человек из колена Реувена — все соседи Кораха! Соответственно, все они понесли наказание от Б-га. А если бы вовремя отдалились от «плохого соседа», избежали его влияния, — остались бы живы.
 
Но призыв «отдалиться» относится лишь к «соседу». Мудрецы вовсе не говорят нам «не общайся с грешниками». С плохим человеком, который не может на тебя повлиять, надо «не сближаться» — то есть не поддаваться его негативному воздействию. А контактировать с такими людьми не просто можно, но и нужно: необходимо самим на них влиять, пытаться наставить их на праведный путь, помочь преодолеть недостатки. Это наш долг перед Б-гом, часть обязанности по улучшению мира вокруг нас. Б-г выбрал нас из других народов, чтобы мы всем несли веру в Него, знание о Его законах. Для еврея совершенно недостаточно быть праведным самому, он обязан воздействовать на других, чтобы и им помогать. «Не сближаться» — значит не получить зла, но в то же время постараться дать добро!
 
Эта мысль логично подводит нас к третьей части мишны — призыву «не отчаиваться в беде». «Беда» может быть двоякого рода: когда плохо вокруг или когда плохо тебе лично. Первый случай, если ты стараешься улучшить мир вокруг, просветить дурных людей, а у тебя ничего не получается. «Не отчаивайся», говорят мудрецы, не опускай руки, рано или поздно, с Б-жьей помощью, добьешься своего. Второй случай: Б-г за что-то тебя наказывает, а ты даже не понимаешь, за что. И вновь — не отчаивайся, разберись в своих поступках, в своих контактах: возможно, сейчас тебе плохо именно потому, что ты неосмотрительно сблизился с плохими людьми. И не забывай, что наказание всегда соразмерно прегрешению: исправишь свое поведение, и «черная полоса» закончится!
 
…Царь Соломон был, как известно, самый мудрый из людей. У него был посох, на котором он выгравировал три буквы: «гимель», «зайн» и «йуд». Это была аббревиатура ивритского выражения «гам зе яавор» («и это тоже пройдет»).
 
Все, что сказано выше, — наиболее простое истолкование мишны. Есть еще одно, связанное с философской доктриной Рамбама о «грехах-соседях». Рамбам задался вопросом, почему в молитвах мы должны просить прощения у Б-га за такие грехи, как идолопоклонство, убийство и т. д. Да, говорит законоучитель, этих страшных грехов мы не совершали. Но у каждого из них есть «сосед» — грех, который выглядит не так зловеще, но может привести к тем же результатам. Например, гнев — «сосед» идолопоклонства: ведь кто действительно верит в Б-га единого, кто понимает, что ничто не происходит без Б-жьего соизволения, просто не может гневаться… А злословие — «сосед» убийства, потому что дурное слово действительно способно убить, если не физически, то морально…
 
В этом контексте понятен не только призыв мудрецов «отдалиться от плохого соседа» — собственно говоря, «избегать грехов», но и призыв «не отчаиваться в беде». Бывает, человек совершил грех, который представляется ему мелким, а наказание от Б-га следует большое. Важно осознать, что мелкий грех — это «сосед» греха куда большего. Б-г предупреждает человека, что он вступил на неправильный путь, который может привести его к самым тяжелым прегрешениям. Надо не отчаиваться, а исправляться!

Автор: Раввин Берл Лазар
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться