Лязгнул замок. Еще один. Мы – на территории петербургской Исправительной колонии № 7. Все гости – от главного раввина России до фотокорреспондентов – сдают на проходной паспорта и мобильные телефоны. Но тоскливое "тюремное" ощущение как-то не складывается. Везде – свежая краска, приятные цвета, а из камер доносится мяуканье кошки. "Собак заключенным держать не разрешаем, а кошек, рыбок – пожалуйста!" – пояснили сотрудники колонии. Видя такое человеческое отношение, уже не удивляешься тому, что в ИК № 7 решились на этот не совсем обычный шаг – открыть в колонии синагогу для заключенных-евреев.
Еще на уровне обсуждения эта идея вызывала смешки. "А что, разве нужна синагога? Неужели так много евреев сидит?" – ехидничали представители прессы. Не так уж много: заключенных еврейской национальности в ИК № 7 двенадцать, а уроки Торы и молитвы с петербургским раввином Ифрахом Абрамовым посещают только шесть.
На церемонии открытия синагоги главный раввин России Берл Лазар объяснил смысл происходящего. "По еврейским представлениям, каждый человек – это целый мир. И если синагога нужна шестерым, значит, надо сделать все возможное, чтобы она у них была!"
Надо сказать, что больших препятствий преодолевать и не пришлось – руководство российского и петербургского УФСИН и руководство самой колонии отнеслись к этой идее сочувственно и во всем пошли навстречу еврейской общине.
"В европейских тюрьмах обычно предоставляют одну молельню для всех конфессий и составляют график – когда приходят молиться христиане, когда мусульмане, когда – иудеи. На наш взгляд, гораздо правильнее предоставлять каждой конфессии свое помещение", – подчеркнул в своей речи 1-й заместитель начальника УФСИН РФ В. А. Затонский.
Но началось все с "инициативы снизу". "В еврейскую общину Петербурга стали поступать письма от заключенных с просьбой встретиться с раввином. Я начал проводить занятия и уроки, общаться с заключенными-евреями… После нескольких месяцев таких встреч стало понятно: нужна синагога!"
12 декабря стало датой исполнения этой мечты. В распоряжении евреев-заключенных оказалась небольшая комната, оборудованная всем необходимым для синагоги: посередине стоит бима для чтения Торы, у стены – Арон Кодеш, шкаф для хранения свитков Торы, а над его дверцами – настоящая парохет, т.е. изукрашенная занавесь. Есть и шкаф для хранения святых книг – Пятикнижия, теиллим (псалмов), книг по иудаизму на русском языке. Часть из этих книг была пожертвована членами петербургской еврейской общины.
Теперь у старосты евреев-заключенных будет ключ от помещения синагоги. Там в свободные часы можно будет помолиться, почитать Тору и еврейские книги, просто пообщаться с единомышленниками. Такой вот оазис свободы. А раз в неделю раввин Ифрах Абрамов будет приезжать, чтобы провести молитву и занятия, а заодно и привезти чего-нибудь кошерненького, ведь до организации кашрута в стенах тюрьмы еще очень далеко.
Но вернемся к церемонии открытия. Для того чтобы это помещение стало синагогой, не хватало немногого: свитка Торы и мезузы на дверях. Укрепление мезузы и внесение свитка Торы стало важнейшей частью церемонии. Затем женскую часть публики, в соответствии с правилами еврейской молитвы, попросили удалиться, и началась самая что ни на есть будничная утренняя молитва Шахарит с чтением свитка Торы. Необычным здесь было только то, что главные раввины молились вместе с "зэками" – на равных, как части одного и того же миньяна. Ведь перед еврейским законом все равны!
Во время открытия синагоги прозвучало немало слов поддержки и ободрения в адрес заключенных-евреев.
"В ближайших недельных главах Торы мы читаем историю о том, как Йосефа бросили в тюрьму, но он не сломался, а стал великим человеком!" – внушил заключенным надежду на лучшее будущее раввин Берл Лазар.
"Первый Ребе, основоположник Хабада Шнеур-Залман по ложному доносу сидел в Петропавловской крепости. Праздник его освобождения мы отмечаем буквально на днях! Основа его учения в том, что разум влияет на чувства, а не наоборот. На уровне ощущений вы, находясь в тюрьме, полностью несвободны. Но постарайтесь использовать свой разум, чтобы он влиял на ощущения, а не наоборот. И тогда вы почувствуете настоящую духовную свободу, которая придаст вам сил в этот трудный период в вашей жизни!! – сказал главный раввин Петербурга. М.-М. Певзнер.
Церемония закончилась дружеским застольем. Учитывая тюремные условия, "лехаим" делали на чай. Заключенные непринужденно общались с главным раввином России Берл Лазаром и главным раввином Петербурга М.-М. Певзнером, с председателем Петербургской еврейской общины М. Д. Грубаргом, наперебой задавали им вопросы о еврейской традиции.
Задавали заключенные вопросы и о том, что их ждет в будущем: "Как нам быть после освобождения? Поможет ли нам еврейская община?" "Поможем. Конечно, поможем! – твердо ответил раввин Берл Лазар. – У нас есть программы реабилитации. Поможем найти работу, интегрироваться в еврейскую общину".
Более суровое напутствиезаключенным дал раввин Ифрах Абрамов – на правах человека, опекавшего шестерых рецидивистов на протяжении многих месяцев: "Если вы не хотите, чтобы совершали преступления против вас, не делайте этого сами! Боритесь со злым началом в себе! Хватит уже быть в изоляции, пора вам становиться полноценными людьми и членами общества! Все присутствующие здесь раввины благословляют вас на то, чтобы вы больше не совершали дурных поступков и стали честными людьми!"
В ответ на это прозвучали лишь слова благодарности, ведь раввин Ифрах Абрамов успел стать для заключенных наставником и чуть ли не отцом родным.
Отметим, что синагога в ИК № 7 – это уже восьмая синагога в местах лишения свободы на территории РФ. Синагоги открылись в колониях Архангельска и Москвы, это делается силами Федерации еврейских общин России в рамках соглашений о духовно-попечительской работе, подписанных между Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации и ФЕОР.
Во время церемонии открытия синагоги в ИК № 7 в благодарность за понимание и сотрудничество глава отдела ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями раввин Аарон Гуревич вручил начальнику УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленобласти И. В. Потапенко и начальнику ИК № 7 В. П. Бочкову памятные грамоты.
По матриалам информационного портала общины