Говоря о накопившихся проблемах, вызванных массовой миграцией и столкновением различных культур и традиций, Берл Лазар особо подчеркнул, что мультикультурность в любом случае составляет основу европейского и мирового бытия. Не только прогресс, но и само существование Европы немыслимо без ежедневных контактов представителей разных народов.
В этой связи любые разговоры о якобы имеющем место "провале мультикультурности" не имеют под собой почвы. Что действительно является проблемой – это необходимость в ширящихся межкультурных контактах избегать крайностей: с одной стороны, не навязывать меньшинствам поведенческих стереотипов большинства, а с другой – не отказываться от интеграции мигрантов в систему европейских ценностей.
"Мы не вправе заботиться только о "своих", если нам не безразличны судьбы этого мира, мы обязаны нести другим знания о наших ценностях и морали, обеспечивать взаимопонимание, без которого немыслимо сосуществование, а в конечном счете и наше общее выживание".
Отметив, что сегодня такое взаимопонимание существует на уровне религиозных лидеров, раввин Лазар подчеркнул, что этого недостаточно. "Мы уважаем друг друга, и это прекрасно, но мы должны еще и действовать вместе… И прежде всего, надо сосредоточиться на воспитании подрастающего поколения. Молодежь вообще склонна к резким реакциям: вы сейчас это видите на Ближнем Востоке, но те же явления, пусть не такие массовые, можно найти и в любой европейской стране. Если мы не будем уделять молодежи достаточно внимания, вакуум тут же заполнят радикалы и экстремисты. И начинать нам надо с детей, иначе опоздаем.
Убедить в чем-либо человека, достигшего возраста 20-30 лет, очень трудно. Если ребенок с самого малого возраста не будет знать, что Б-г за ним всегда смотрит – ответственности от него не ждите. Ни в детстве, ни во взрослом состоянии. Конечно, у всех разные соображения о том, как нужно учить. Я бы хотел напомнить в этой связи мысль нашего видного религиозного авторитета, Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона: "Начинайте каждый день уроки во всех школах с минуты молчания".
Когда мы почтили минутой молчания жертв террористической атаки, все думали об одном – о нашей ответственности перед ближними, перед Б-гом, перед миром, который мы должны улучшать Если каждый ребенок начнет свой день с подобной минуты молчания – он останется в вере своих родителей, своего народа, но в то же время поймет, что несет ответственность перед окружающими, и что его долг не только учиться и расти, но и участвовать в великом деле улучшения мира. Я верю, что такое возможно: об этом говорит, в частности, наш российский опыт".
В этой связи главный раввин России Берл Лазар поделился с участниками форума российским опытом борьбы с антисемитизмом: "Всего 20 лет мы имеем возможность свободно исповедовать свою веру в России, и вначале пришлось столкнуться с очень большим недоверием.
Сегодня, к удивлению многих, уровень антисемитизма в России резко снизился. Как этого удалось добиться? Работа велась в трех направлениях. Первое: мы добились сотрудничества религиозных лидеров, которые активно помогают друг другу и вместе несут молодежи идею общих ценностей. Может быть, нам это далось легче, чем другим, потому что в Советском Союзе все религии подвергались гонениям, так что мы всегда были в одной лодке.
Но, так или иначе, я убежден, что в любой стране лидеры разных религий могут и должны действовать единым фронтом. В конце концов, это все образованные интеллигентные люди – они понимают, что нам все равно придется жить в одном доме вместе! И если мы не будем друг другу помогать, друг друга уважать – в конце концов, все останемся без крыши над головой.
Второе, что было у нас сделано – это жесткие акции государственных органов против антисемитизма, как и любых проявлений экстремизма. Опять же – может быть, в России власти легче понять, что у гражданских свобод есть предел. Мы всегда были многонациональным государством, у нас всегда рядом жили представители разных религий. Не будь жесткой реакции на любые крайности, страна давно бы развалилась.
Но ведь в любом европейском государстве у власти стоят образованные люди, знающие историю. Зачастую они считают, что нельзя вмешиваться в религиозные дела. Но я считаю, что это не всегда правильно: они должны вмешиваться, если кто-то под религиозными лозунгами подстрекает массы к экстремизму и насилию! Это сфера ответственности государства!
Наконец, третье и, возможно, главное. У нас в России в какой-то момент все поняли, что религия, община верующих должна быть открытой. Ведь именно из незнания рождаются подозрения, фобии, в конце концов – национальная и религиозная неприязнь. Мы открыли наши общинные центры; церкви, мечети и синагоги у нас тоже открыты для всех. Многие вещи мы делаем вместе с общинами других религий. И результат налицо," – отметил раввин Лазар.
На заседании ПАСЕ также выступали патриарх Румынский Даниил, президент Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан (Ватикан), полномочный представитель Немецкой Евангелической Церкви в ФРГ и Европейском Союзе священник Бернхард Фелмберг и многие другие религиозные и общественные деятели.
Инициатором слушаний является Анна Брассер (Люксембург), которая от имени Комитета ПАСЕ по культуре, науке и образованию подготовила доклад по данной проблематике.
Во время своей поездки в Страсбург раввин Лазар встретился с председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлютом Чавушоглу, комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хаммарбергом, постоянным представителем России при Совете Европы в Страсбурге – Александром Алексеевым и генеральным секретарем Парламентской ассамблеи Совета Европы Войцехом Сав ицким. На встречах обсуждались вопросы межрелигиозного и межкультурного диалога в России и в Европе в целом.