Пресс-служба
04.08.2014В преддверии поста 9 ава раввин Лазар обратился к еврейской общине России Пост 9 ава – традиционный день траура и строгого поста в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимских храмов. В этом году пост начинается вечером 4 августа и продолжается до захода солнца следующего дня. В преддверии поста раввин Лазар обратился к еврейской общине России. В обращении раввина говорится:
«Дорогие друзья!
Ежегодно 9 ава весь еврейский народ отмечает скорбную дату: день разрушения Первого и Второго Храма. Мы постимся, мы молимся в синагогах о том, чтобы Б-г простил нам наши ошибки, избавил от горестей и бед, явил нам Свою милость.
Можно задаться вопросом – что такого уникального в разрушении Храма, что мы оплакиваем его вот уже больше двух с половиной тысяч лет? Ведь в нашей истории было много других испытаний, не менее тяжких. Порой сама судьба еврейского народа висела на волоске. И все-таки разрушение Храма в нашей национальной памяти занимает совершенно особое место.
В Торе говорится, что, когда разведчики вернулись из страны Израиля и рассказали, что эта страна населена грозными агрессивными великанами – евреи начали плакать, и не хотели идти в обетованную землю. И Б-г, учат мидраши, услышал стон народа Своего, и сказал: на сей раз вы плачете зря – но в этот день в будущем возникнет у вас настоящая причина для рыданий. И было это как раз 9 ава.
Ведь войти в Святую землю – это означало, прежде всего, возвести там Храм: место, где находится Святая святых! Когда был Храм, каждый еврей, по крайней мере, трижды в год совершал туда паломничество, становился свидетелем чудес, которые там происходили, получал от Б-га благословение и мощный заряд духовной энергии. А теперь уже 20 веков этого у нас нет. Как сказано в Талмуде: «Горе сыновьям, что изгнаны из-за стола отца своего»!
Сейчас часть нашего народа уже вернулась в Святую землю, есть еврейское государство со столицей в Иерусалиме. Но все равно – 9 ава остается днем траура, поста и скорби. Потому что главное из того, что было утрачено тогда, мы все еще не вернули. Без Храма мы дальше от Б-га, чем были наши предки. И последствия этого сказываются не только на нас, но на всем мире. Мы видим хаос вокруг, зачастую люди даже теряют способность различить, где добро, а где зло, кто прав, а кто виноват; кто защищается, а кто агрессор. Свидетельство тому – последние события в Израиле, но также и во многих других регионах.
Мы должны всегда помнить, что наша задача – раскрыть Б-жественность на земле, обеспечить победу сил добра. Для этого, собираясь в синагогах 9 ава, наш народ просит Б-га вернуть Храм. Мы верим, что с приходом Машиаха Храм будет вновь воздвигнут в Иерусалиме. Наши мудрецы учат, что с того момента, как пал Второй Храм, мир начал готовиться к строительству Третьего.
Но это еще надо заслужить – мы сами должны стать «достойными Храма», достойными прямого общения с Б-гом. Мы должны раскрыть свои души Б-жественной любви: любви к Создателю и любви к ближнему. И тогда действительно придет Машиах и наступит окончательное избавление, когда на земле не останется зависти, агрессии и зла, когда все люди смогут жить по правде Б-жьей».
Историческая справка
Девятый день еврейского месяца ав традиционный день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго храмов в Иерусалиме. Согласно ТаНаХу, разрушение Первого храма вавилонским царем Навуходоносором произошло в 586 г. до н. э., а Второй храм, по данным историков, был разрушен римлянами в 70 г. н. э.
День 9 ава стал в глазах евреев символом всех несчастий еврейского народа. В этот день, вскоре после исхода из Египта, Б-г наказал евреев 40-летними скитаниями по пустыне за нежелание выполнить его волю и войти в предназначенную им землю Израиля. Кроме того, 9 ава 135 г. н. э. римлянами была взята крепость Бетар - последний оплот борцов за независимость Израиля. По средневековой традиции, на 9 ава приходится также изгнание евреев из Испании в 1492 г.
В этот день евреи держаться так, словно потеряли близкого человека. Траурный пост начинается с заходом солнца в предшествующий день и продолжается до захода солнца 9 ава. В это день предписано полное воздержание от еды и питья, купания, супружеских отношений, пользования парфюмерией; запрещено носить кожаную обувь, работать, изучать Тору, ибо она является источником радости. Можно читать лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести, например, разделы Талмуда, посвященные разрушению Иерусалима. При этом следует сидеть на полу или на низкой скамейке. Принято, чтобы в синагоге в этот день горело всего несколько свечей. В Иерусалиме в этот день принято идти к Стене плача. Вечером накануне 9 ава в Израиле закрыты все театры, кино, концертные залы.
В синагогах вечером после вечерней молитвы читается свиток Плач Иеремии (Эйха). Вокруг свитка Эйха со временем были созданы песни-эллегии (кинот), которые читают в синагогах вскоре после Эйха. Кинот написаны крупнейшими еврейскими поэтами средневековья, такими как Элазар аКалир, Шломо бен Гвироль, Раши, раби Авраам Ибн Эзра. Кроме расширения тем, упоминаемых в Эйха, в основе многих кинот лежат мидраши, связанные с разрушением Храма, и бедствия, произошедшие с еврейским народом после написания свитка Эйха, в том числе и те, которые не произошли 9-го ава.
В Москве пост начнется 4 августа в 21.29 и закончится 5 августа в 22.15.
Источник: Пресс-служба Главного раввината России
Вернуться |