banner1



 


Запись на приём




Наши представительства:




Контакты:


Раввинский суд:
(гиюр, свадьба, развод, подтверждение еврейства)
Москва,
ул. Образцова 11 стр.2
вход со стороны Новосущевского переулка
4 подъезд, 4 этаж, Офис 4-34 Раввинат
Телефон: (495) 926-0002
e-mail: beis-din@mail.ru

Время работы:
Пн–Чт: 11:00 – 16:00
Пт: 11:00 – 14:00
Суббота,Воскресенье:выходной
праздники: выходной
09.09-11.09 - Рош аШана
18.09-19.09 - Йом Кипур
23.09-03.10 - Суккот
26.12-08.01 - Зимние выходные
20.03-22.03 - Пурим
17.04-28.04 - Пейсах
09.05 - День Победы
09.06-11.06 - Шавуот


Офис Главного раввина:
Телефон: (495) 627-7000
Факс: (495) 627-7057
e-mail: ocr@jewish.ru

Время работы:
Вс: 9:00 – 19:00.
Пн-Чт: 09:00 - 20:00
Пт: 9:00 – 3 часа до начала субботы.
Суббота и праздники – выходной.

Запись на приём к Главному раввину России
по тел:+7 (495) 627-7000 или по e-mail: ocr@jewish.ru




 

Медиа

07.07.2011

Интервью руководителя военного отдела ФЕОР раввина Аарона Гуревича жерналу "Лехаим"

Полагаю, не многие встречались с таким понятием, как военный раввинат. Спешу успокоить насторожившихся: ни о какой военной подготовке, или — не дай Б-г! — со­здании боевых дружин речь не идет.

Главный военный раввин России Аарон Гуревич трубит в шофар у входа в походную синагогу военного раввината

 

Начать беседу с главным военным раввином России Аароном Гуревичем я хотел бы с вопроса: давно ли в России появился военный раввинат?

Аарон Гуревич Отсчет истории военных раввинов в России обычно ведется с 1827 года. Тогда, в начале царствования Николая I, было принято специальное Постановление о военной службе евреев. А в армейском Уставе появился параграф, где указывалось: если евреев больше 300 человек, для них может быть определен раввин с жалованьем от казны. В Уставе Красной, а затем и Советской армии такого пункта уже не было. Несколько лет назад началось восстановление военного раввината в современной армии России.

Владимир Шляхтерман В вооруженных силах других государств существуют подобные службы?

АГ Давно. В европейских странах, в США, ну и, конечно, в Израиле. Мы знакомились с опытом такой работы во Франции, в Голландии, Польше, Бельгии. Замечу: в каждой стране есть свои особенности, нам более всего подходит европейская модель. Разумеется, учитывая российские условия.

ВШ Вы не упомянули Германию, Китай. Случайно?

АГ В Германии по закону евреи могут не служить в бундесвере. Добровольцев, видимо, там совсем немного. А в КНР, Северной Корее единственные воспитатели — коммунисты.

ВШ Вернемся в Россию. Вы возглавляете военный раввинат. У вас есть помощники в Москве, свои люди в частях, на кораблях? Вообще, есть ли необходимость в такой службе, много ли верующих среди военных?

АГ Сначала отвечу на последний вопрос. По данным Минобороны, 63% военнослужащих — верующие. Почти две трети армии. Согласитесь, это много. Последние годы идет только рост числа верующих. В Федерации еврейских общин России создан специальный отдел, у которого длинное название: Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями и МЧС. Правоохранительные органы — МВД, ФСИН России. В обиходе нас называют просто: Военный отдел. Звучит угрожающе, но мы очень мирные люди. И работа с во­ен­но­слу­жа­щи­ми-ев­ре­я­ми — только часть нашей деятельности. Второе направление — взаимодействие с правоохранительными органами. А третья — опека заключенных и подследственных. Наше внимание сосредоточено на сотрудниках этих учреждений, их семьях, а также на семьях военных, служащих подразделений правоохранительных органов, заключенных, подследственных.

ВШ Армии мы немного коснулись. Но есть еще вопросы. Кто работает в частях?

АГ Специалисты по работе с верующими. Простоты ради мы зовем их капелланами: от латинского capella — «часовня». Капеллан — важная фигура, от его умения, такта, подготовленности многое зависит. Не секрет, что верующие, бывает, сталкиваются с недопониманием со стороны командиров и даже их заместителей по воспитательной работе. Вот тут роль капеллана велика.

ВШ Кто решает, сколько капелланов должно быть?

АГ Командование. Оно и будет платить им жалованье. В 2011 году планируется ввести 240 таких должностей в армии и на флоте.

ВШ И командиры подбирают эти кад­ры?

АГ Тут действует другая система. Я рекомендую определенных лиц, которых утверждает командование.

ВШ Но оно может и не согласиться с вашим выбором?

АГ Может. Тогда я подбираю других.

ВШ Интересно, кого вы рекомендуете? Вот меня, например, можете?

АГ Вас — нет, вам, судя по орденским планкам, много лет. Есть определенные требования к кандидатам в капелланы. Это должен быть гражданин России с образованием не ниже среднего; он не должен иметь двойного гражданства, судимости; иметь не менее пяти лет опыта работы в еврейской общине. Предпочтение отдам тем, кто служил в армии или работал с военнослужащими.

ВШ Обязательно офицер?

АГ Нет, но капеллан — офицерская должность, и в соединениях соответствует званию майора.

ВШ Когда вы подбираете кандидатуры, советуетесь с еврейскими общинами?

АГ Обязательно, местные раввины хорошо знают своих людей.

ВШ В Министерстве обороны есть Главное управление воспитательной работы, Управление по работе с верующими. Могут ли их начальники приказать вам что-либо сделать?

АГ Приказать — нет. Но если порекомендуют что-то полезное, то грех не воспользоваться интересным предложением. При Министерстве обороны создан Общественный совет, в который входят и руководители военных служб основных конфессий: православные христиане, иудеи, мусульмане, буддисты. Мусульманская и буддистская не очень активны, а с РПЦ мы весьма плодотворно сотрудничаем, обмениваемся опытом.

ВШ Есть, так сказать, общероссийский Общественный совет. А на местах?

АГ Как известно, в вооруженных силах проходит реформа. Созданы четыре военных округа. В бригадах станут работать капелланы.

ВШ Может, стоит иметь и старшего капеллана?

АГ Время покажет, нужно ли такое звено.

ВШ Мы уяснили организационную структуру. А каково содержание?

АГ Если коротко, то главная цель военного раввината в армии — духовное, нравственное, моральное наполнение конституционных обязанностей гражданина России защищать свое Отечество, во­ен­но-патриотиче­с­кое воспитание. Евреи — военнослужащие, работники правоохранительных органов, их семьи — нуждаются в таком социальном институте, который будет беспокоиться не только о воспитании, но и об отстаивании их прав.

ВШ Как это выглядит на практике?

АГ Наиболее эффективно индивидуальное общение капеллана с верующим. Это также обеспечение молитвенными принадлежностями, содействие в предоставлении краткосрочных отпусков на время главных иудейских праздников, обеспечение религиозной литературой, в том числе бесплатной подпиской на периодическую печать. Это и материальная поддержка родителей солдат-срочников, особенно тех, у кого неполные семьи, инвалидов, пенсионеров.

ВШ Вам самому приходилось это видеть?

АГ Да. Вот я был на крупномасштабных учениях в Оренбурге. Развертывались тыловые службы — медики, ремонтники, клубы. Появилась и палатка с надписью «синагога». Развернулась походная церковь. Правда, мечети и буддистского храма я не заметил. Может быть, они были в другом месте. Капеллан попросил командиров найти время, чтобы несколько человек сумели побывать в синагоге. Так и сделали. Беседы были задушевными и откровенными. Один из солдат был обеспокоен тем, что от родителей давно нет вестей. Тут же связались с местной общиной, на следующее утро имели информацию: дома все в порядке, произошло небольшое недоразумение. Еще один заметил, что его сослуживец неодобрительно отозвался об участии евреев в Великой Отечественной войне. А возра-зить он не мог — фактов не знал. Его сразу «вооружили» официальными данными: воевало примерно 450 тысяч евреев, погибло около 140 тысяч — почти треть. На 100 тысяч населения — а именно такова статистика — воинов-евреев, награжденных орденами и медалями, больше, чем русских, украинцев, белорусов. А среди Героев Советского Союза евреи вторые, после русских. В списке генералов и адмиралов 402 еврея, многие командовали крупными соединениями. А двое — Владимир Колпакчи и Яков Крейзер — были, можно сказать, без пяти минут маршалами, имели звания генералов армии, командовали округами.

ВШ На одном снимке с тех учений я видел вас в военной форме, но знаков различия не разглядел. Какое у вас звание?

АГ Отвечу вопросом: в каком звании министр обороны России? (Сме­ем­ся оба.) Я был в военной форме, но без погон, у меня нет звания. Сейчас и в центральном аппарате Минобороны, и на местах трудится много гражданских. Мы работаем и с ними.

ВШ Предполагается ли создание на­цио­­нальных частей?

АГ Думаю, евреев это не коснется. В стране нет регионов их компактного проживания. Правда, в крупных гарнизонах могут появиться небольшие подразделения, укомплектованные лицами одной национальности.

ВШ Вот такой повседневный вопрос: я верующий, мне нужна кошерная пища. Как быть?

АГ Даже если таких солдат-срочников, скажем, в батальоне несколько, для них готовить специальную еду не будут. Но можно договориться об этом с местной общиной. И второй путь — позаботиться о продовольственных наборах длительного хранения.

ВШ Сегодня шабат, а командир взвода назначил меня в наряд. Выполнять приказ?

АГ Безусловно. Но капеллан может переговорить с командиром о каком-то послаблении, возможности выполнить эту работу в другое время.

ВШ Капеллан, как правило, гражданское лицо. Но вдруг случился во­оруженный конфликт, как это было, например, в Южной Осетии. Капеллан находился в роте, когда начался бой. Он должен взять автомат и лечь в цепь или сказать: ребята, вы тут не оплошайте, а я гражданский?..

АГ Таких случаев благодаря Б-гу не было. Но если случится подобное, его долг — взяться за оружие.

ВШ Стало быть, его надо научить владеть им.

АГ Конечно. На сборах учат и этому.

ВШ Перейдем ко второму направлению деятельности военного раввината в правоохранительных органах.

АГ К сожалению, о практической работе могу рассказать немного. В основном это консультативная деятельность, кое-что помогаем скоординировать, готовим мониторинги, изучаем ситуацию с антисемитизмом, принимаем меры: пишем обращения в соответствующие органы и прочее. В МВД проходит большая реформа, и там сейчас не до нас. Но Общественный совет при министре создан, я вхожу в одну из его комиссий.

ВШ Тогда расскажите о третьем направлении — ФСИН.

АГ При ее директоре тоже есть Общественный совет, я его член. Совет — работающий орган, и это почувствовали как сотрудники многих лагерей, так и заключенные, находящиеся там.

ВШ Познакомьте нас с некоторыми проблемами, которые решает Совет.

АГ Перечисление обсуждаемых вопросов займет много времени и места в журнале. Лучше познакомлю читателей с любопытным исследованием об отношении осужденных к религии. В пенитенциарных учреждениях России регулярно проводятся специальные переписи. Так вот, последняя такая акция показала, что среди осужденных почти 70% — православные, мусульман 5,5%, буддистов — 0,5%, евреев — 0,2%. Неверующих — чуть больше четверти всех осужденных.

ВШ Существует мнение, что заключенные более активно, что ли, приобщаются к религии.

АГ Есть такая статистика. Десять лет назад 63,2% осужденных, то есть почти две трети, относили себя к неверующим. Сейчас число атеистов сократилось в 2,5 раза, составило лишь 25,6%, то есть четверть. Правда, нет данных, сколько человек стали верующими, находясь за решеткой.

ВШ Заключенные имеют возможность совершать молитвенные обряды?

АГ В исправительных учреждениях есть три синагоги для верующих евреев: две в Архангельской области и одна в Красноярском крае. Мало.

ВШ Расскажите, пожалуйста, об ос­новных направлениях вашей работы с зэками.

АГ Мы, к слову, этот термин не употребляем. Но если перечислять, то это комплектация библиотек, в каждом московском изоляторе есть, например, Тора, псалмы, книги на иврите с параллельным переводом. Если же в колонии евреев больше десяти, то создается община, помогаем организовать посещение заключенных раввином для совершения обрядов либо просим председателя общины наведаться и поддержать. Осуществляется также оказание юридической помощи «сидельцам» и их семьям. Моральная поддержка имеет огромное значение. Мой коллега из Русской православной церкви поделился со мной интересным наблюдением: в воинских частях, где работали священники, не было ни одного случая самоубийства. Думаю, это относится и к учреждениям ФСИН. Наряду с моральной поддержкой большое значение имеет и материальная.

ВШ Человек вышел из тюрьмы. Он уже не ваш? Кстати, сколько таких?

АГ По нашим подсчетам, ежегодно 30–40 человек. И они, пожалуй, больше всего нуждаются в нашей опеке. Статистика показывает, что две трети освободившихся не имеют документов, жилья, у них распались семьи. Такие не могут устроиться на работу, им негде и не на что жить. В результате появляется страшная цифра: почти половина бывших заключенных берется за старое. Вот почему наш отдел занимается разработкой механизма взаимодействия с освободившимися. Это позволит помочь таким людям быстрее адаптироваться к жизни на свободе. В противном случае все наши предыдущие усилия по побуждению к раскаянию в содеянном окажутся напрасными.

ВШ Интересно, кто в этой деятельности, так сказать, зачинщик — вы или бывший заключенный?

АГ По-разному. Часто совместная работа начинается с письма. Почта нашего отдела — 40–80 писем ежемесячно. Каждый отправитель получает от нас обстоятельный ответ. В зависимости от ситуации завязывается переписка, в которую, случается, вовлекаются общины, предприниматели, правоохранительные органы, местные власти.

Автор: Беседу вёл Владимир Шляхтерман
Источник: Журнал "Лехаим"

Вернуться